Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+55
+
+

Профессор Попов о пролетариях умственного труда

ПОИСК МАТЕРИАЛОВ
Установите Flash Player и/или разрешите в браузере JavaScript, чтобы включить видео.
Опубликовано:  10.10.2016 - 01:42

Кто такие "пролетарии умственного труда"? 

Рассказывает Попов Михаил Васильевич, профессор, доктор философских наук.

Добавить комментарий (всего 126)   ‹ Более старые

Пролетарий умственного труда как определение, должно соответствовать определению пролетарий в теории марксизма.

В классическом марксизме в 1847 году;" Пролетариатом называется тот общественный класс, который добывает средства е жизни исключительно путем продажи своего труда, а не живет за счет прибыли с какого нибудь капитала".

Ранее предполагалось, пролетариат - социальный класс, подвид рабочего класса, для которого работа по найму (продаже собственной рабочей силы) является по существу единственным источником средств к существованию. По мнению К. Маркса от всех остальных рабочих пролетарий отличается тем, что является производителем прибавочной стоимости.

Итак, пролетарием может называться не каждый работник работающий по найму, а лишь тот, который является производителем прибавочной стоимости.

В современном смысле в слове пролетариат упоминается и об умственном (интеллектуальном) пролетариате.

Из всех составляющих понятий пролетариата формируется определение; Под пролетариатом понимается: Социальный (общественный) класс по найму добывающий средства для жизни, являющиеся единственным источником существования исключительно продажей своей рабочей силы для создании прибавочной стоимости, а не живет за счет прибыли с какого-нибудь капитала".

В класс пролетариата входят: рабочие промышленного производства которые непосредственно, путем продажи своей рабочей силы создают прибавочную стоимость; рабочие подсобных производств создающих условия благоприятного роста прибавочной стоимости ( уборщики помещений,ремонтники и.т.п.);интеллектуальные работники ( Учители начального, среднего общего и технического образования обучающие будущих рабочих, медицинские работники лечащие будущих рабочих)- опосредствовано создающие прибавочную стоимость через улучшение рабочей силы будущих рабочих.

Интеллектуальные работники непосредственно обслуживающие буржуазию (не участвующие в создании прибавочной стоимости), государственные служащие; лица общественного и промышленного производства наделенные дисциплинарными полномочиями капиталистов. к пролетариату не относятся.

Марксизм без ленинизма - усеченный марксизм, который обожают "не замечающие" Ленина троцкисты. Что, не было ленинского определения классов?

Замечательная реплика. Согласен с Михаилом Васильевичем.

Судить о пролетарской принадлежности работников умственного труда в условиях буржуазного общества можно двояко – по отношению к собственности и по отношению к управлению производством.

В первом случае они пролетарии (неимущий класс), а во втором – особая социальная группа (интеллигенция), подкармливаемая буржуазией.

Если исходить из того, что господствующий класс монополизирует умственный труд и использует его в качестве средства для порабощения работников физического труда, то носитель этого труда (интеллигенция) и является этим средством.

Иными словами, господствующий класс (буржуазия) посредством труда работников умственного труда эксплуатирует работников физического труда.

Значит, классовые интересы работников физического труда и интеллигенции – противоположны.

Этим подтверждается, что в условиях буржуазного общества интеллигенция – формальный пролетарий.

Судить о пролетарской принадлежности работников умственного труда можно и должно только однозначно. Иначе это получится не принадлежность, а хамелеон, зависящий от цели того, кто рассуждает на эту тему. Вот и у Вас появился новый класс в обществе – «формальный пролетарий». Интеллигенция – это не класс, а общественная прослойка людей, преимущественно занимающейся умственной деятельностью (хотя и здесь возможны исключения: труд балерины физический или умственный?) И почему Вы решили, что буржуазия, только узнав, что человек принадлежит к интеллигенции, будет тут же его подкармливать? Плохого Вы мнения о нашей буржуазии, раз считаете её такой расточительной! Раньше, в XIX веке, инженеры действительно были средством, помогающим буржуазии эксплуатировать рабочих, за что и получали «подкормку». Но сегодня, каким образом инженер серийного конструкторского бюро, выполняющий чисто техническую работу, фактически никак не участвующий в управлении производством, делает это? Да и зарплата не даёт основание делать вывод о существовании «подкормки». Сегодня инженер – такой же эксплуатируемый, как и рабочий (тем более, что и многие рабочие сегодня имеют высшее образование и получали образование в том же ВУЗе, что и инженер). Изменилась роль и таких представителей интеллигенции, как врачи и учителя. Если раньше, они зачастую «практиковали», то есть, говоря современным языком, занимались предпринимательской деятельностью, то сегодня они – наёмные работники капиталистических предприятий (государственных или частных) и занимаются производственным трудом (коль скоро приносят доход владельцу), то есть создают стоимость и прибавочную стоимость и подвергаются эксплуатации. То есть, эти категории – тоже пролетариат, и отнюдь не формальный. Ещё раз говорю интеллигенция – не класс, а поэтому говорить о её классовых интересах просто абсурдно, тем более сравнивать с классовыми интересами пролетариата. Члены интеллигенции могут быть пролетариатом, буржуазией или мелкой буржуазией. В каждом конкретном случае надо рассматривать отдельно. Другое дело, что принадлежность к пролетариату не гарантирует классовое самосознание. Но это не характерная черта интеллигенции, всем хорошо известно такое явление, как рабочая аристократия. Да даже и не аристократия – можете Вы сегодня сказать, что классовое самосознание пролетариата является доминирующей идеологией даже рабочих только материального производства? Вот то-то и оно. Это огромное поле работы для всех коммунистов сегодня.

Уважаемый А.Линкс!

Прежде всего, приношу извинение за задержку с ответом.

Что касается вашего реагирования на мой комментарий, то такое впечатление, что вы не достаточно в него вникли.

Я писал: === «Судить о пролетарской принадлежности работников умственного труда в условиях буржуазного общества можно двояко – по отношению к собственности и по отношению к управлению производством. В первом случае они пролетарии (неимущий класс), а во втором – особая социальная группа (интеллигенция), подкармливаемая буржуазией». ===

Это значит, что по установившейся классификации требуется относить работников умственного труда (значит, интеллигенцию) в буржуазном обществе к классу пролетариев. Однако эти работники умственного труда проявляют (независимо от уровня их доходов!) противоположные социальные интересы по отношению к работникам физического труда. И это делают не по своей воле, неосознанно, поскольку также эксплуатируются господствующим классом.

В чем суть этих противоположных интересов?

Дело в том, что люди физического труда своим производительным трудом создают общественные блага в экономических условиях, которые постоянно направлены на ужесточение эксплуатации их труда. И это достигается посредством умственного труда, обеспечивающего в конечном результате возрастание производительных сил.

И неважно какой вклад в это дело вносит конкретный работник умственного труда (будь-то ученый, инженер, учитель, врач, др.), он своим трудом способствует усилению эксплуатации своих собратьев по пролетарскому происхождению. Они все высвобождены из материального производства и живут за счет прибавочного продукта. А это значит, что их материальное положение может улучшаться только за счет увеличения прибавочного продукта, то есть выжимания пота из непосредственных работников материального производства.

Вот взять, например, работников розничной торговли. Они предоставляют обществу услугу по доставке материальных благ. Но их труд обменивается на часть совокупного прибавочного продукта, и чем больше этот продукт, тем больше они доставляют совокупному капиталисту реализованной прибавочной продукции в денежном эквиваленте. И чем больше прибавочный продукт, тем больше выгоды от этого получает розничная торговля. Значит, они невольно противостоят интересам работников материального производства, способствуют усилению их эксплуатации.

Взять врача, он лечит работника материального производства, чем способствует его лучшей отдаче на его рабочем месте, связанном с его эксплуатацией.

Взять инженера того же производства, на котором трудится работник физического труда. Вроде как с одного «чугунка хлебают щи», но направление результатов труда их противоположное. Если второй непосредственно создает блага, то первый настроен своими научными достижениями произвести руками второго побольше прибавочного продукта в интересах капиталиста.

Все изложенное подтверждает, что работники умственного труда (не по образованию, а по занятости в общественном производстве) особо выделяются в социальную группу. Те из них, которые живут за счет своего труда, классически должны относиться к классу пролетариев, но по своему социальному положению в условиях буржуазного общества таковыми являются формально. Они обладают психологией, отличной от психологии пролетариев физического труда, поэтому не могут быть попутчиками последних.

Значит, в современных условиях не стоит о них говорить как о представителях класса пролетариев.

Анализ этих процессов следует производить с позиции политэкономии.

P.S. Считаю рассматриваемый вопрос выяснения места работников умственного труда в отношениях буржуазного общества не существенным.

Гораздо важнее стоит задуматься над вопросом о методах приближения коммунистических идей к сознанию здравомыслящего населения всей планеты. Почему-то принято считать, что в этом миссия пролетарского класса, при этом подсознательно ставка делается на работников физического труда.

Но возникает вопрос: кто способен основательно разобраться с этими идеями, доносить их до сознания трудящихся, организовать систему связи с массами, обеспечивать неуклонное развитие этих идей по мере развития технического прогресса?

Поневоле напрашивается ответ: это под силу только работникам умственного труда!

Вот в чем парадокс человеческой жизни.

И вообще я еще ни разу не слышал на коммунистических ресурсах обсуждения вопроса о совершенствовании системы управления обществом, ведь в наш век огромнейшего прогресса это управление все еще на откупе ручного режима. Отсюда и все беды на планете, а также мучительные поиски методов привязки пролетариев к этому ручному управлению.

Но пора коммунистам хоть как-то прозреть, поднять вверх опущенные вниз глаза!?!

Если бы классикам марксизма предоставить возможность доступа к современным информационным источникам (ведь Маркс всю жизнь потратил на просиживание в библиотеках), то продемонстрированный ими уровень достижений в области научных обобщений убеждает, что можно переломить сознание людей всей планеты открытием и развитием научного центра в интернете.

А если посмотреть уровень нынешних коммунистических форумов, то поневоле напрашивается вывод: нет никакого движения в мнимом коммунистическом мире, смехота сквозь слезы.

Уважаемый Василий-1! Ну что ж, давайте разбираться. Вы пишите: «Судить о пролетарской принадлежности работников умственного труда….». Раз так, то речь, надо полагать, идёт о классовой принадлежности, а значит надо исходить из определения классов. Наиболее часто упоминаемое определение – ленинское, которое приведено и в данном обсуждении: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства.» А это значит, что и отношение к средствам производства и роль в управлении производством – это не двоякий подход, а однозначный, учитывающий оба этих признака. То есть работники умственного труда, впрочем как и работники физического, могут относится либо к пролетариату, либо к капиталистам, либо занимать какое-то промежуточное положение (могут иметь, например, акции, или получать от капиталиста зарплату, превышающую не только стоимость своей рабочей силы, но и вложенный в производство труд, то есть, как Вы и говорите «подкармливаться» буржуазией). Но эта промежуточность не является следствием характера их работы! Акции могут иметь и люди, занимающимся физическим трудом, а люди, занимающимся умственным трудом могут не иметь к управлению никакого отношения и не «подкармливаться». Что касается отношения людей умственного труда к интеллигенции, то это уже не классовая (в марксистском смысле) классификация. Кстати, и среди рабочих есть люди, которые производят впечатление очень интеллигентных. Например, я был знаком с человеком, всю жизнь проработавшим кочегаром, который заткнул бы многих за пояс в разговоре о литературе, музыке, да и по внешнему виду, в том числе и за столом – чистый аристократ. Вам такие не встречались?

Ваши рассуждение про способствование людьми умственного труда эксплуатации не выдерживают никакой критики: «Взять врача, он лечит работника материального производства, чем способствует его лучшей отдаче на его рабочем месте, связанном с его эксплуатацией.» По вашему, получается, что само по себе улучшение здоровья работника материального производства способствует его эксплуатации. А вот общественная организация труда уже, как бы, и не так важна. Но с таким же успехом можно сказать, что работник материального производства производит продукты, способствующие всё более лучшему восстановлению рабочей силы, а значит большей отдачи на рабочем месте как самих работников материального производства, так и работников умственного труда, а значит способствует их эксплуатации. Это софистика. На самом деле и рабочий и инженер совместно участвуют в производстве, и оба эксплуатируются и направленность их деятельности вовсе не противоположна, как пишите Вы. Эксплуатацию определяет не умственный труд, а сложившиеся производственные отношения и те, кто поддерживает эти отношения. Но принадлежность к людям умственного труда ещё не означает, что человек относится к управляющим-надсмотрщикам производства. Тем более, что и характер труда в высокотехнологичных производствах даже у рабочих имеет чётко выраженную тенденцию к изменению в сторону умственного труда.

Что касается противоположности интересов интеллигенции и работников физического труда. Откуда такое голословное утверждение ?! Если Вы имеете в виду классовые интересы, то это некорректное утверждение хотя бы по тому, что интеллигенция – это не класс, а социальная прослойка, члены которой могут относится к разным классам: и к пролетариату, и к буржуазии, и к мелкой буржуазии. Если же брать те интересы, которые реально существуют у представителей интеллигенции сегодня, об их психологии, то, скажите, а все ли работники физического труда в материальном производстве проявляют именно свои классовые интересы? Принадлежность к какому-либо классу ещё не означает безусловное доминирование классовых интересов именно этого класса. Это ещё воспитать надо. Воспитание происходит жизнью, но не только. Необходимо наличие пролетарской партии, партии коммунистов, которые должны нести в класс это самосознание. А сегодня многие даже среди пролетариата, заражены буржуазной идеологией. Посмотрите на своих соратников. Есть среди них представители интеллигенции? Я не знаю вашего окружения, но, думаю, что и работники умственного труда в нём представлены весьма заметно. Да и из истории известно много представителей интеллигенции – революционеров. Поэтому делать такие резкие заявления, что представители интеллигенции « обладают психологией, отличной от психологии пролетариев физического труда, поэтому не могут быть попутчиками последних.», по меньшей мере, неразумно.

Что касается усовершенствования системы управления обществом, то начинать надо с того момента, как пролетариат берёт власть в свои руки, то есть с государства диктатуры пролетариата. Я уже не раз высказывал мысль о том, что Советы в том виде, в котором они существовали не могут обеспечить диктатуру пролетариата. Отсюда и постепенный отход от коммунистических принципов по мере развития СССР. И Хрущёв, и ошибки в экономике, и, в конечном итоге, и Горбачёв с Ельциным. Маркс и Энгельс, и Ленин говорили, что старое буржуазное государство должно быть сломлено, и на его руинах построено новое государство, новое не только по типу, но и по форме, поскольку первое без второго невозможно. А у нас что было? Палаты, депутаты в которые избирались, то есть представительная демократия, практически на тех же принципах, что и буржуазная демократия. Дело не спасло и то, что первоначально избрание было из трудовых коллективов и ограничение зарплаты избранников. Диктатура пролетариата была только в начальный момент, когда народ был вооружён и был на улицах. Но это долго продолжаться не может, поэтому необходимо изменение формы Советов. Наряду с представительными органами, в Советах должны быть палаты, через которые должны проходить все трудящиеся, то есть формируемые по повинности. Это даст возможность привлечь к управлению государством и производством всех трудящихся, обучить их науке управлять, а в дальнейшем, через диалектическое развитие перейти к формам самоуправления, соответствующим уже развитому коммунистическому обществу. Но это – отдельный разговор.

капиталист то на прибавочной стоимости,он правящий класс кормит ,он сам то он не производитель.. не пролетарий по Марксу. - а потом сейчас времена то другие.. затраты на продукцию намного превышают даже розничные цены. вот Сименс устал - взорвал все свои заводы - всех уволили, потребители остались без продукцию и без рабочие без работы и вот его питание для правящего класса ,он их накормит.. он им выкинул более миллиона безработных правящему классу.. на питались ?? Надо быть разумными .Никто не отрицает положение служащих общему делу на самом деле это естественный союзник рабочего класса. Это общее дело приносящее доход. служащие и рабочие.Никто не отрицает - у нас кафедра образования рабочий может без всего такое наделать ниже всякой стоимости..Это один коллектив служащие и рабочие.

Проявление умственного труда может появятся у каждого члена союза - коллектива - потому и было введено : предложения низов.ни всегда замечали ..

про бедных и богатых можно вести разговор про капиталистов и бомжей , по географии в Анголе.. но не на географии Советского Союза. Такие разговоры годятся только для Анголы про бомжей и про капиталистов.Ну,затраты на продукцию превышают даже розничные цены без учета доставки.. без ччета доставки - какая экономика??? - заварить сварочным аппаратом ворота минфина..

В начале перестроечного процесса была выдвинута теория - у человека должен быть хозяин. и тут было проявлено не способность их умственно труда даже к логике - себя в этой фразе они не считают человеком. фраза ; у человека должен быть хозяин.Это первое втрое : если есть хозяин зачем тогда правящий класс?? Это опять против логики - над хозяином не может быть хозяина.. Людям с такими умственными способностями доверили сотню миллионов судеб.( но терпение крепче самурайского меча теоретически)