Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+45
+
+

Патриотизм и классовая борьба. В.П.Огородников

ПОИСК МАТЕРИАЛОВ
Установите Flash Player и/или разрешите в браузере JavaScript, чтобы включить видео.
Опубликовано:  26.10.2015 - 04:49

Огородников Владимир Петрович - профессор, доктор философских наук. Лекция в рамках занятий Университета рабочих корреспондентов Фонда рабочей академии (22.10.2015 г.)

Добавить комментарий (всего 3)

Уважаемый профессор упростил изложение темы до недопустимой простоты. Рассуждения о патриотизме неполны без одновременной оценки национализма, так как многие, в том числе коммунисты, путают эти понятия. К сожжалению профессор посчитал возможным не касаться национализма и это один из недостатков лекции. Профессор в своей лекции упомянул работу Ленина "О нацилональной гордости великороссов", но это работа имее отношение к национализму, а не к патриотизму.

Разделение патриотизма на буржуазно-чиновничий и пролетарский есть демагогия. Под буржуазно-чиновничьим патриотизмом в блоге рассуждается о буржуазно-чиновничьем эгоизме. Патриотизм есть внеклассовое понятие. Соответственно вывод Попова о том, что на первом месте классовая борьба выше патриотизма есть ложно, так как Попов путает патриотизм с классовыми интересами. Попов назвал патриотизмом любовь к Родине. Нельзя любить буржуазно или пролетарски, это уже не любовь к Родине, а любовь себя в Родине.

патриотизм как раз классовое понятие! это сейчас обмануть людей пытаются говоря что он понятие вне классовое!ПАТРИОТИЗМ (от греч. — соотечественник, — родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Патриотизм— «... одно из наиболее глубоких чувств. закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» (Ленин В. И., ПСС, т. 37, с. 190). Зачатки Патриотизма возникли в первобытном обществе, где они основывались на чувстве кровной связи между всеми членами рода или племени. С разложением первобытнородового общества чувство естеств. привязанности к родной земле, родному языку и т.п. соединяется с осознанием гражданских обязанностей по отношению к усложнившемуся общественному целому. Патриотизм выражается в стремлении людей к экономическому, социальному и культурному развитию родной страны, к защите ее от чужеземных захватчиков. В эксплуататорских обществах чувство Патриотизм сочетается у эксплуатируемых с возмущением несправедливостью существующих обществ. порядков. Исторически элементы Патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям формируются уже в древности. В классовом обществе каждый класс выражает своё отношение к отечеству через присущие ему специфич. интересы. В добуржуазную эпоху Патриотизм не был оформлен идеологически, оставаясь главным образом элементом социальной психологии. Патриотизм складывается в идеологию в связи с образованием наций и нац. гос-в. Буржуазные революционеры, боровшиеся с феодально-сословными порядками, выступали от имени отечества. По мере развития капитализма и выявления антагонистического характера буржуазных общественных отношений в пролетарской среде вырабатывается все более враждебное отношение к экономическим и политическим устоям буржуазного отечества.Первый программный документ марксизма "Манифест Коммунистической партии" выразил это в словах: "Рабочие не имеют отечества. У них нельзя отнять то, чего у них нет" (Maркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 444).

В условиях развития капитализма, формирования наций, образования нац. государств Патриотизм становится неотъемлемой составной частью общественного сознания. Однако по мере обострения классовых антагонизмов, с превращением буржуазии в господствующий класс её Патриотизм перестаёт отражать общенациональные моменты, как это было в период борьбы с феодализмом, смыкается с национализмом и шовинизмом, ограничивается эксплуататорскими интересами, ибо «... выше интересов отечества, народа и чего угодно капитал ставит охрану своего союза капиталистов всех стран против трудящихся...» (там же, т. 36, с. 328—29). Для мелкой буржуазии характерны нац. ограниченность и нац. эгоизм, определяющие её отношение к отечеству и к другим народам. Отдельные представители и группы буржуазии, особенно в условиях нац.-освободит. движения, участвуют в современную эпоху в патриотической борьбе народов за нац. независимость и мир. Но позиция буржуазии весьма противоречива и двойственна в этой борьбе, в конце концов свои эгоистические классовые интересы буржуазия ставит выше интересов отечества, родины. Напротив, пролетариат в справедливых, нац.-освободит. войнах защищает и буржуазное отечество: ему не безразлично, в каких обществ.-политич. условиях он борется за свое освобождение – в условиях буржуазной республики или империалистического, колониального угнетения и деспотизма. Но, защищая буржуазное отечество, пролетариат защищает прежде всего права и свободы народа, его родину и культуру, а не власть и господство буржуазии. В этом смысле понятия "отечество" и "родина" у рабочего класса и трудящихся в антагонистическом обществе не совпадают: понятие родины фиксирует лишь страну и ее культуру, созданную народом, тогда как в понятие отечества включается и общественно-политический строй, т.е. господство одного класса над другим. Только в условиях социализма эти понятия сольются и полностью совпадут: Патриотизм как чувство естественной любви к своему народу сольётся с преданностью общественно и политическому строю страны. В буржуарном обществе пролетариат выступает выразителем коренных нац. интересов народа, а потому и носителем подлинного Патриотизма В ст. «О национальной гордости великороссов», написанной в годы 1-й мировой войны, В. И. Ленин отмечал: «Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы её трудящиеся массы (т. е. 9/10 ее населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов» (там же, т. 26, с. 107). Подлинный Патриотизм несовместим ни с космополитизмом, ни с национализмом.

Патриотизм не классовое понятие, это недалекие люди пытаются придать ему классовое значение, совершенно зря. Патриотизм был до появления классов и останенися после их исчезновения. К патриотизму нельзя примешивать идеологию, это элемент социальной психологии. Нельзя делить патриотизм на буржуазный и пролетарский, патриотизм либо есть, либо его нет. Отсутствие патриотизма у множества буржуев еще не означает наличие буржуазного патриотизма. Зато есть классовый эгоизм, эгоцентризм, как буржуазный, так и пролетарский. Патриотизм чувство положительное, эгоцентризм и национализм есть чувства недостойные человека разумного. Та называемая национальная гордость есть элемент национализма и к патриотизму отношения не имеет. Коммунистическое общество не будет иметь разграничений по национальному признаку и национальным границам, поэтому патриотизм превратится в космополитизм, в смысле "Космополити́зм — идеология мирового гражданства, ставящая интересы всего человечества в целом выше интересов отдельной нации или государства и рассматривающая человека как свободного индивида в рамках Земли.". Настоящий коммунист, патриот, всегда космополит.