Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+24
+
+

"РЕВКОМ" Вып.64. Анархизм и коммунизм - соперники или союзники?

ПОИСК МАТЕРИАЛОВ
Установите Flash Player и/или разрешите в браузере JavaScript, чтобы включить видео.
Опубликовано:  26.06.2013 - 14:03
Классификация:  Мозаика  РЕВКОМ 

В 64-том выпуске программы мы продолжаем разговаривать о современном анархическом движении, в частности о том так ли далеко стоит коммунизм от анархизма. Соратники или непримиримые враги, как именно воспринимают друг друга эти два течения марксисткой и анархистской мысли. Как будет развиваться анархизм, и чего ждать от российской части движения.

Добавить комментарий (всего 53)   ‹ Более старые

Хотелось бы предостеречь уважаемых комментаторов от упрощений и вульгаризации вопроса. Совершенно очевидно (и здесь, в частности, это убедительно показано), что как принцип, как течение политической мысли анархизм противоречит марксизму, следовательно, идеологически он враждебен коммунистической идеологии. Но как во времена большевиков, так и в наше время нельзя говорить об анархистах как о чём-то однородном и, тем более, едином. И классики это прекрасно понимали, и строили свои отношения с разными отрядами, относящими себя к анархистам, по-разному. И даже с одними и теми же отрядами в разное время - тоже по-разному. Широко известно, как менялись во времени отношения большевиков и махновцев. Известно, что отношения с так называемыми анархистами-коммунистами были совсе не враждебными. Если говорить о практической деятельности и о реальном вкладе отдельных теоретиков и практиков, относящих себя к анархистам, тут тоже есть существенные различия. Между прочим, на первом памятнике в Советской России - обелиске в Александровском саду - по инициативе Ленина выбиты имена самых выдающихся, по мнению большевиков, мыслителей-революционеров, среди которых имя Бакунина на почётном месте. Да и Бакунинская улица в Москве названа так в 1918 году. А в 1921 г. - одна из центральных улиц Москвы названа Кропоткинской. И эти названия сохранялись в течение всего периода руководства страной Сталиным. С уважением относились большевики, например, и к легендарному матросу Железнякову, отважно воевавшему за Советскую власть (хоть и с разными уклонами и завихрениями) и погибшему за неё...

Сейчас тоже существуют очень разные группы. Соответственно, и отношение к ним должно быть дифференцированным. В любом случае, коммунисты должны работать с теми членами анархистских групп, которые искренне тянутся к нам. Мы должны просвещать их, убеждать их в нашей правоте - прежде всего делом, своей практической работой. Они вовсе не безнадёжны, а скорее - наоборот - перспективны. Впрочем, действительно есть и совсем безнадёжные, и явно враждебные. С этими - всё ясно...

Все упирается в конкретную деятельность по реализации проектов. И тут сразу снановится ясно, кто есть кто. Коммунисты пришли к власти в десятках государств и на пике подьема в середине двадцатого века в них жил почти каждый третий человек на Земле. Что создали анархисты? Где они пришли к власти на долго? Где они создали эффективное хозяйство, мощную армию? Кого они победили в войне? Да были отряды формировавшиеся вокруг харизматичных личностей, увлеченных анархизмом. Махно, Дурутти. Но сколько они продержались? Но, допустим, в какихто тепличных усвловиях продержались бы долго. Как бы они наладили хозяйство? Ведь ввели бы тот-же НЭП, то есть строй основанный на семейных фермах и мелкокустарном промышленном производстве. Да именно это и было способом хозяйства на территории контролировашейся Махно и Дурутти. Ну и какая же это анархия? Обычное мелко-буржуазное хозяйство, которое очень быстро начнет перерождаться в классический капитализм.

Вообще-то нет. Хозяйство современных анархистов-коммунистов отрицает ТДО и что Махно, то и Дурутти вводили и пропагандировали именно распределение, именно коллективные хозяйства и предприятия, элементы нэпа у анархистов если и есть, то как раз в качестве самого советского нэпа - временной, переходной или устраняемой с трудом, меры.

Что касается армии и т.д., ну. надо признать, что анархистские общества были достаточно самообеспечены и, обладая минимальными ресурсами, выдерживали сильнейшие натиски по-крайней мере запланированной войны. Помнится, их было всего два и оба были разрушены из-за высокомерия оных и марксистов, но сколько за первую половину века пало советских и образующихся советских республик? Одна? Может быть три? Нет, не меньше десятка. А в второй? Во второй они пали сами. Да и не является это не является каким-либо определяющим фактором, самым стабильным выходит капитализм вообще-то. С таким же успехом к феодалу можно подойти и сказать, что капитализма не будет потому что его не было.

П.С. И, да. срок бана истек. Это к модерации, если что.

Чего в аннотации написали-то Анархизм это разве "течение марксисткой мысли"?

Может думали "анархизм и марксизм два течения социалистической, коммунистической мысли" а слова в башке перепутались?

"...эти два течения марксисткой и социалистической мысли".

Что за словоблудие!

Не потрудитесь-ли объяснить,товарищи-РОТ ФРОНТовцы,что это такое "социалистическая мысль" и чем она отличается от марксистской!?

Также вам ( "передовым борцам пролетариата" ) хотелось бы напомнить короткое,но емкое определение анархизма В.Лениным.

КТО ТАКОЙ АНАРХИСТ - ВЗБЕСИВШИЙСЯ МЕЛКИЙ БУРЖУА!!!

Прошлое выступление этого господина полностью соответствует этому определению!

У них мысли тематиками заняты.

Вообще-то надо читать классиков. И. Сталин. Анархизм или социализм.

"Мы не станем здесь заниматься рассмотрением либерализма, – это лучше отложить на другое время. Мы хотим ознакомить читателя только с социализмом и его течениями. По нашему мнению, это для него будет более интересно. Социализм делится на три главных течения: реформизм, анархизм и марксизм. Реформизм (Бернштейн и др.), который считает социализм только отдаленной целью и ничем больше, реформизм, который фактически отрицает социалистическую революцию и пытается установить социализм мирным путем, реформизм, который проповедует не борьбу классов, а их сотрудничество, – этот реформизм изо дня в день разлагается, изо дня в день теряет всякие признаки социализма, и, по нашему мнению, рассмотрение его здесь, в этих статьях, при определении социализма, не представляет никакой надобности. Совсем иное дело марксизм и анархизм: оба они в настоящее время признаются социалистическими течениями, оба ведут ожесточенную борьбу между собой, оба они стараются представить себя в глазах пролетариата учениями подлинно‑социалистическими, и, конечно, рассмотрение и противопоставление их друг другу будет для читателя гораздо более интересным. Мы не принадлежим к тем людям, которые при упоминании слова “анархизм” презрительно отворачиваются и, махнув рукою, говорят: “Охота вам заниматься им, даже и говорить‑то о нем не стоит!” Мы полагаем, что такая дешевая “критика” является и недостойной, и бесполезной. Мы не принадлежим и к тем людям, которые утешают себя тем, что у анархистов‑де “нет массы и поэтому они не так уж опасны”. Дело не в том, за кем сегодня идет большая или меньшая “масса”, – дело в существе учения. Если “учение” анархистов выражает истину, тогда оно, само собой разумеется, обязательно проложит себе дорогу и соберет вокруг себя массу. Если же оно несостоятельно и построено на ложной основе, оно долго не продержится и повиснет в воздухе. Несостоятельность же анархизма должна быть доказана."

Дальше, если интересно, читайте книгу.

1) И.Сталина я классиком марксизма не считаю.

2) Маркс и Энгельс употребляли слова коммунизм и социализм в одном значении.

3) Ленин обосновал измение названия большевистской партии с социалистической на коммунистическую - предательством 2-го Интернационала и как следствие опошлением слова социализм.

Тогда - "Анархизм или коммунизм", Вас устроит?

Владлену. Ну я вижу вы крутой мыслитель! И сколько же вы работ уровня Сталина и выше написали? Где можно ознакомится?

А если по делу - тогда возьмите и напишите свою работу "Критика работы "Анархизм или социализм" в которой подробно покажете ошибки тов. Сталина в этом вопросе (не бойтесь лев не укусит, к сожалению он умер). Если вы не способны этого сделать, то значит вы недостаточно образованы и ваш удел - учится, учится и ещё раз учится (в т.ч. и у Сталина), а не излагать 1, 2, 3. Был один такой в истории КПСС - высокомерия и зазнайства вагон и маленькая тележка, читать умел, но вот осмыслить и понять прочитанное, а тем более применить его к делу, не мог. Хрущев была у него фамилия (в молодости между прочим троцкист).

vladimir_b_l. Вы хотите узнать подробнее о немарксистских теоретических воззрениях И. Сталина в работе «Анархизм или социализм?». Одно такое воззрение в этой работе имеется.

И. Сталин рассматривал историю развития общества дуалистически, а не монистически. Он считал, что социальное движение, т.е. развитие общества, имеет две формы: эволюционную и революционную. (см. Сталин, И.В. «Анархизм или социализм?». / Собр.соч. т.1 – стр. 300). Здесь явное смешивание формы движения и направления движения. Социальное движение имеет только одну форму: эволюцию. Других форм у него нет.

Но эволюционная форма социального движения имеет три основных направления: прогрессивное (революция), нейтральное (реформизм) и регрессивное (контрреволюция). Возможны промежуточные направления. Здесь присутствует диалектика «формы» и «содержания».

Нельзя приписывать диалектическому методу то, чего у него нет: «революционной» формы социального движения. Это погрешность допускали многие выдающиеся марксисты.

Смешивание формы движения и его направления впервые «обосновал» известный теоретик марксизма Э. Бернштейн. Это смешивание есть у ценнейшего и крупнейшего теоретика марксизма Н.И. Бухарина. Не избежал его и гениальный теоретик и практик марксизма И.В. Сталин. Все это есть в их теоретических трудах.

Ленин данной теоретической неточности не допускал. Но он ее не критиковал и не опровергал. Ленин неоднократно указывал на «прямой и зигзагообразный» путь развития общества. А в своей известной статье «К вопросу о диалектике» писал следующее: «Две основные (или две возможные? или две в истории наблюдающиеся?) концепции развития (эволюции) суть…» (ПСС. Т.29 – стр.317). Здесь Ленин «развитие» отождествляет только с «эволюцией» и нет противопоставление ее «революции». Одновременно Ленин ставит под вопрос и два пути, или две концепции развития. Тем самым он не соглашается с утверждениями других марксистов о двух формах или путях развития. В то же время он не указывает на три возможных пути социального развития, три концепции социального развития.

Этот философский спор и допущенные марксистами прошлого неточности, современные противники социализма и коммунизма используют для сохранения и увековечивания существующего строя. Их довод состоит в следующем: они против революции, но за эволюцию. О том, что совершили двадцать лет тому назад контрреволюцию, они умалчивают. У буржуазных идеологов мы видим все тоже смешивания формы социального движения и одного из его возможных направлений, при замалчивании двух других.

Марксизм всегда рассматривал и рассматривает развитие общества в форме эволюции. Никакие буржуазные идеологи не смогут это опровергнуть. Но вместе с тем, марксизм рассматривал и рассматривает в эволюционном развитии общества три возможные и три в истории наблюдающееся направления: революционное, реформистское и контрреволюционное. Выбор одного из них всегда зависит от уровня развития производительных сил общества и главной производительной силы – человека. Это незыблемая философская основа материалистического понимания истории.

М.Н.Антоненко, разве революция это не переход количественных изменений в качественные? Например в феодальной стране развиваются капиталистические отношения, происходит рост промышленности, возникает буржуазия и пролетариат. Всё это количественные изменения в рамках феодального строя. Затем рост противоречий выплёскивается в революцию. Буржуазия отстраняет от власти феодалов и заменяет монархию республикой и это-скачкообразный переход количества в качество, переход от одной формации в другую, какая-же это эволюция? Это как раз революция и это тоже форма общественного движения вперёд. Так что Сталин как раз прав и законы диалектики, которые особенно очевидны в точных науках, справедливы и для социального движения. Революция-это выражение в социальном, закона диалектики о СКАЧКООБРАЗНОМ переходе количества в качество.

Savada. В своем комментарии я рассмотрел соотношение формы развития и основные направления развития. Вы же задаете мне вопрос о ЗАКОНАХ развития, а не о форме и направлениях.

Общие законы развития природы и человеческого мышления изложены в ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ. Открыты три закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и обратно, закон отрицания отрицания.

Общие законы развития общества изложены в ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ. В том числе: закон классовой борьбы, закон неравномерного развития капитализма, закон неравномерного развития экономических укладов в переходный период, закон соответствия политической надстройки экономическому базису, закон соответствия производственных отношений производительным силам и другие законы.

Общие законы природы нельзя механически переносить на развитие общества. В живой природе и в обществе имеются разные источники развития. В живой природе, как и в обществе, имеются классы, но развитие в ней происходит не в результате борьбы классов, а в результате конкуренции видов животных и растений одного класса. Между классами существует симбиоз. Общество же развивается в результате классовой борьбы, а не в результате борьбы рас, наций, народов, народностей, отдельных личностей. Причем классовая борьба в нациях и народах протекает асинхронно, неравномерно. Но все они в итоге исторического развития придут к бесклассовому коммунистическому обществу, если не погибнут. Законы классовой борьбы в нем отомрут и возникнут законы развития бесклассового коммунистического общества.

Вы общий закон развития природы механически переносите на общество и пытаетесь этим доказать, что оно развивается революционно, а не эволюционно. Оно же на самом деле развивается и революционно, и реформистски, и контрреволюционно. Поэтому альтернативой революционного пути развития является контрреволюционный и реформистский путь, а не «эволюционный».

В природе переход количественных изменений в качественные и обратно, не являются революцией. Например, при понижении температуры воды до нуля, происходит изменения «качество» воды и она превращается в лед, т.е. в твердое состояние. Но это не есть «революция», а изменение агрегатного состояния вещества. Здесь действует еще и закон физики. Переход общества от феодализма к капитализму происходит в результате действия закона классовой борьбы, одного из законов исторического материализма. Но при этом действуют законы экономики. Без их действия никакого перехода от феодализма к капитализму или от капитализма к коммунизму не может произойти.

Сегодня учебники по диалектическому и историческому материализму выброшены на «помойку», т.е. на завершающий этап переходного периода. Туда же «выброшены» и постсоветские народы. И все это происходило в полном соответствии с действиями законов исторического материализма и законов экономики. Выбраться с этой «помойки» они смогут, но только опираясь в своем движении на них. Каких-то других «твердых» «опор» у общества нет. И по этим «опорам» общество выйдет в первую фазу коммунистической формации, но оно уже не придет по ним к диктатуре пролетариата. Если же оно не будет двигаться, то может «потонуть» в этой «помойке» и погибнуть, т.е. ассимилироваться более развитыми народами.

Либеральные экономисты или либералтристы, у которых сознание забито дурологией, убеждают граждан, что сегодня постсоветские республики находятся на высшей стадии капитализма, т.е. на стадии империализма, а не на завершающем этапе переходного периода. И, мол, эта высшая стадия капитализма достигнута в результате «шоковой» терапии 90-х гг., которую они осуществили. Если трезво посмотреть на уровень развития постсоветских республик, то никакой высшей стадии капитализма там нет и быть не может. Только либеральный дуролог может утверждать, что, например, Таджикистан сегодня находится на «вышей стадии капитализма». Все без исключения постсоветские республики были «выброшены» на завершающий этап переходного периода в результате «перестройки».

Но самое важное не то, что либералтристы-дурологи утверждают о вступлении постсоветских республик в «высшую стадию капитализма», а то, что эти утверждения включены в той или иной степени в преамбулы программ всех без исключения постсоветских коммунистических партий. В них на полном серьезе утверждается, что общество возращено на «высшую стадию капитализма – империализм». А поэтому задачей партии является перевод общества в переходный период путем осуществления национализации средств производства и установления диктатуры пролетариата. Вот какие «революционные» задачи коммунистическая партия можно поставить перед своими членами, если исходить из либерального, а не марксистского, анализа современного общества.

Если же провести историко-материалистический и политэкономический анализ современного состояния постсоветских республик, то все они находятся на завершающем этапе переходного периода от капитализма к коммунизму. Поэтому требования перевода общества к первоначальному этапу переходного периода есть контрреволюционное требование. Оно обосновывает развитие общества назад – в прошлое, а не вперед – в будущее. Это контрреволюционный путь развития и на нем настаивают современные коммунистические партии в своих программах.

В своих трудах классики марксизма всегда указывали, что восстановление в обществе ранее существовавших политических порядков, форм собственности, производственных отношений является контрреволюцией. Это основополагающее положение марксизма о регрессивном (контрреволюционном) направлении развития общества игнорируют постсоветские коммунистические партии. Для этого они отождествляют форму и направления развития общества. Эволюцию считают «направлением» развития. А не формой развития обещства. Они реставрацию ранее существовавших порядков в обществе называют «прогрессивными» и «революционными» задачами. Это, по их мнению, не медленное, т.е. «эволюционное» развитие. Действительно, это не реформистское направление развития общества, но и не революционное.

О том, что они встали на контрреволюционный путь развития, они сами все еще не осознают. Ведь они о не понимают различие между формой движения и направлениями движения. Они форму развития общества – эволюцию, ошибочно называют вторым направлением развития. Они вульгаризируют исторический материализм и тем самым обрекают прогрессивные силы на поражение, топтание общества на месте или его попятное движение.

Таков их «вклад» в исторический материализм – первую составную часть марксизма. Те общественные действия, которые Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин называли контрреволюцией, они называют «революцией». Поэтому они «марксисты», которые все еще заняты реставрацией старых отживших в обществе порядков. Только после того, как они исправят свои ошибки в историческом материализме и неточность марксистов начала 20-го столетия, они встанут на революционное направление развития, путем внесения соответствующих изменений в программы партий. После этого общество под их руководством выберется из «помойки» и вступит в первую фазу общественно-экономической коммунистической формации.

Владлен, в данном случае - некорректно изложенная мысль, подгонка под ответ. Ведь знаете, что Ленин совершенно чётко разъяснил, в чём тут дело: «То, что обычно называют социализмом, Маркс называл „первой“ или низшей фазой коммунистического общества». И во многих своих работах Ленин возвращался к этим понятиям в их диалектическом единстве и противоположности.

Считаете ли Вы классиком Сталина или нет, не меняет того факта, что Сталин противопоставлял анархизм и коммунизм, анархизм и марксизм. Т.е. думал так же, как и Вы в данном вопросе, не считал анархизм течение марксистской мысли, считал его враждебным марксизму. (Кстати, а с чего вы взяли, что фраза, вызвавшая Ваше возмущение, высказана Ротфронтовцами?)

Никогда Ленин не говорил об опошлении слова "социализм", он говорил это о термине "социал-демократия". Октябрьскую революцию он, между прочим, называ социалистической... И после этого не раз говорил о социализме как о низшей фазе коммунизма.

Да что, в самом деле, Вы же всё это и сами прекрасно знаете.

ПРИЗЫВАЮ ВСЕХ МЕНЬШЕ КОПАТЬСЯ В НАЗВАНИЯХ,А ПОБОЛЬШЕ В СУТИ!!!

1) "...Никогда Ленин не говорил об опошлении слова "социализм", он говорил это о термине "социал-демократия".

"...С другой стороны, важнейшим доводом за перемену названия партии является то, что до сих пор старые официальные социалистические партии во всех передовых стра­нах Европы не отделались от того угара социал-шовинизма и социал-патриотизма, ко­торый привел к полному краху ЕВРОПЕЙСКОГО СОЦИАЛИЗМА, ОФИЦИАЛЬНОГО, во время на­стоящей войны, так что до сих пор почти все официальные социалистические партии являлись настоящим тормозом рабочего революционного социалистического движе­ния, настоящей помехой ему. И наша партия, симпатии к которой в массах трудящихся во всех странах в настоящее время, безусловно, чрезвычайно велики, — наша партия обязана выступить с возможно более решительным, резким, ясным, недвусмысленным заявлением о том, что она свою связь с этим СТАРЫМ ОФИЦИАЛЬНЫМ СОЦИАЛИЗМОМ рвет, и для этого перемена названия партии будет средством, наиболее способным достичь цели". ( ПСС т.36,стр.44-45 В.Ленин "ДОКЛАД О ПЕРЕСМОТРЕ ПРОГРАММЫ И ИЗМЕНЕНИИ НАЗВАНИЯ ПАРТИИ 8 МАРТА" )

2) К.МАРКС

ЗАЯВЛЕНИЕ РЕДАКТОРУ «NEUE DEUTSCHE ZEITUNG»

"...Наконец, в той самой статье, которую Вы критикуете («Neue Rheinische Zeitung. Politisch-okonomische Revue» № 3, стр. 32) , я пишу: «ЭТОТ СОЦИАЛИЗМ (т. е. КОММУНИЗМ) есть объявление НЕПРЕРЫВНОЙ РЕВОЛЮЦИИ, классовая диктатура пролетариата, как необходимая переходная ступень к уничтожению классовых различий вообще, к уничтожению всех производственных отношений, на которых покоятся эти различия, к уничтожению всех общественных отношений, соответствующих этим производственным отношениям, к перевороту во всех идеях, вытекающих из этих общественных отношений».

"Анархизмы", как и "социализмы" бывают разными, тов. Владлен, уж Вам бы стоило это знать.

Любопытно, по-моему, что все дискуссии в комментариях никак не касаются того, что говорилось в видео (кроме того, что говорят об анархизме). Идут ссылки на Сталина, Ленина, цитаты, апелляции к истории... Опыт Ленина и Сталина, конечно, нужно знать и изучать. Но всё-таки с тех пор много времени прошло, не обходились они и без ошибок. И стоило бы строить рассуждения, опираясь на настоящее, а не на подвернувшиеся под руку цитаты из работ столетней давности. А то это не материализмом попахивает, а каким-то заскорузлым догматизмом.

Любопытно то что если из дискуссии с представителем АД убрать слово анархизм то из интервью вообще не понятно анархисты ли это или экологи или партия любителей пива. Общие слова и нет конкретики в этом весь анархизм. Опять про заскорузлость и догматизм. Товарищ законы сформулированные Ньютоном действуют до сих пор а геометрия Евклида. Не впадайте в метафизику, строить рассуждения нужно анализируя настоящее как результат развития прошлого.

Конечно опять и опять про заскоруглость и догматизм, потому что люди разные и все говорят так и будут говорить, потому что это очевидный факт, в отличии от "законов" которе вы вычитываете и которые являются политической публицистикой столетней давности

Более адекватной и всеобъемлющей теории, объясняющей исторический процесс с точки зрения закономерной смены общественно-экономических формаций,просто не существуют. Всякие отсылки к цивилизационной "теории" и детерминизмам просто не серьезны. Целое направление в философии коим является диалектический материализм вы тоже к публицистике отнесете? Чисто философская работа В.И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" не плохой образчик публицистики. Советую ознакомится, поймете откуда растут ноги у много, что сегодня именуется "новым".

Думается проблема всех тех кто тяготится заскорузлостью и догматизмом в том что они банально не знакомы с трудами классиков. А классики они потому что их идеи и поднимаемые ими проблемы актуальны до сих пор. Перечитал "Мертвые души" (первая половина XIX в.) как о сегодняшнем дне.

Строить рассуждения нужно анализируя настоящее как результат развития прошлого. Не зная старого, не скажешь ничего нового.

"Цивилизационные" - это вообще не теории, а чистая сорокинская стратификация, мол, есть страта черных, страта белых, страта черных с красным пятном и старта черных с маленьким красным пятном и т.д. вплоть до постатомного уровня и расположения электронов в данную единицу времени. Для этого не то что ума не нужно, достаточно просто научиться речи.

Согласен поэтому в словосочетании - цивилизационная "теории" - слово теория в кавычках.

Тио, я полностью согласен с тем, что "строить рассуждения нужно анализируя настоящее как результат развития прошлого". Хотя бы потому, что я по образованию историк. Но вы посмотрите на комментарии выше - о чём спорят. О том, что Ленин сказал о социал-демократии (или он при этом употребил слово "социализм") и так далее. У меня такое ощущение, что наши левые слишком часто спорят о прошлом, о том, кто что из классиков сказал и что при этом имел ввиду и так далее. Это всё, конечно, интересно, и, по крайне мере для исторической науки важно и нужно, но, по-моему, часто как-то мало что меняет в современности и от современности далеко. И, наверное, и поэтому левые находятся сейчас на отшибе политического движения. Человеку со стороны это кажется слищком уж далёким от его жизни - что там Ленин и Сталин об анархизме говорили. Оба они от него уже далеко, да и анархисты для него скорее всего (тем более анархическая организация) - тоже какая-то диковинка. Мне сейчас одна статья Виктора Шапинова вспомнилась, в которой автор касается этой темы, этих догматических споров и старого деления (при котором всегда ссылаются на соответствующие авторитеты - будь то Сталин, Троцкий, Мао или ещё кто)- http://klassenkampff.ru/analiz/net-bolshe-stalinizma-i-trockizma-est-revolyucionnyj-marksizm-i-reformizm/

Статью осилил, спасибо.

Ваши ощущения, относительно споров о прошлом в левой среде, абсолютно верны. Это объективный процесс, который обязательно будет преодолен. Сформируется политический центр тяжести, который будет поддержан большинством трудящихся. И эта политическая сила либо изначально будет представлять из себя коалицию, либо неминуемо пройдет стадию фракционности. Но деление пройдет не по отношению к прошлому, а по вопросу о реализации конкретных идей (обратите внимание на Венесуэлу где на лицо углубление классового противостояния).

ДВА НАПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ КОММУНИСТИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ

Событие последних лет и даже месяцев свидетельствуют о возникновении новой тенденции в коммунистическом движении. Она охватила часть коммунистов, которые уже осознали необходимость применения новым форм и методов борьбы за построение коммунистического общества.

Коммунистическое движение достигло такой степени зрелости, что прогрессивная его часть постепенно поворачивает на путь созидания бесклассового коммунистического общества. Удастся ли этот поворот им оформить организационно, покажет предстоящий в декабре 2013 г. съезд Объединенной Коммунистической партии.

Ортодоксы коммунистического движения постоянно навязывают мнение, что из этого ничего хорошего не получится, а будет создана КПРФ-2. Они не понимают ни сути происходящих прогрессивных процессов в коммунистическом движении, ни задач коммунистического движения.

Основные силы коммунистического движения сегодня направлены на решения задачи по разложению в общественном сознании современного общества на две составляющие части: либерально-бюрократический капитализм и социальный коммунизм. Первую часть они подвергают беспощадной критике, а вторую – защите. Критиковать капитализм и призывать к его уничтожению в общественном сознании является необходимой подготовительной задачей. Это разрушительная задача, а не созидательная.

Но для создания коммунистического общества они, как и сто лет назад, предлагают установить диктатуру пролетариата, чтобы пролетариат стал господствующим в обществе классом и для этого учредил свое классовое государство. «Правые» же коммунисты. К которым относится КПРФ, после прихода к власти отказываются создавать пролетарское государство, отказываются от установления диктатуры пролетариата. Они современное буржуазное государство предлагают превратить в общенародное.

Новая тенденция в коммунистическом движении состоит не в том, что нужно ставить задачу по замене буржуазного государства пролетарским государством. Эта задача впервые уже была решена в 1917 г., когда капитализм только развивался. Новая революционная задача, которую обязаны решить современные коммунисты, состоит в том, чтобы нынешнее гражданское общество заменить бесклассовым коммунистическим обществом, чтобы упразднить классовое деление общества на пролетариат и буржуазию. Уровень развития производительных сил общества достиг такой степени зрелости, что оно уже вполне может быть заменено бесклассовым коммунистическим обществом первой или низшей фазы. Поэтому старая задача коммунистов – замена одного классового государства другим классовым государством – снимается. Вместо нее ставится новая задача – замена всякого классового государства, будь то пролетарское или буржуазное, бесклассовым коммунистическим государством.

Эти две новые задачи должны стать программными для Объединенной Коммунистической партии. В новой Коммунистической партии должны быть и новые задачи. В противном случае теряется смысл создания новой партии. Ведь для решения старых задач создано более десятка старых Коммунистических партий. Те коммунисты, кто хочет их решать, вполне могут это делать в составе старых партий, в которых эти задачи поставлены в программе и члены партии обязаны их решать. Для решения новых задач должна быть создана новая Коммунистическая партия, а ее члены обязаны будут решить эти новые задачи. Правильно формулировка задачи, составляет значительную часть ее решения. Поэтому, включение этих задач в программу партии, означает начало действий по их решению.

Раздающаяся в адрес инициаторов создания Объединенной Коммунистической партии критика, не обоснована. Критики не понимают новых задач создаваемой партии и поэтому полагают, что она будет отличаться только персональным составом руководящих органов, а не программными задачами, т.е. будет очередной «копией» существующих компартий. Это не так и не должно быть так. Действительно, процесс «копирования» компартий, который развернулся после запрета КПСС, будет прекращен с созданием Объединенной Коммунистической партии. Ведь коммунисты на местах должны будут выбирать, что «копировать»: старые или новые задачи? Сегодня они все еще объединяются для решения старых задач, но предлагают свои алгоритмы их решения, так как коммунистическое общество все еще не построено. Для решения новых задача уже разработан алгоритм их решения и поэтому он должен быть апробирован на практике. Только если он окажется неверным, то тогда действительно возникнет объективная необходимость в создании Коммунистической партии, которая предложит новые способы решения этих задач. Это возможность не исключается. Это будет зависеть от научности предлагаемого алгоритма решения задач.

Наиболее авторитетным сторонником бесклассового общества сегодня является нынешний Президент России. Он постоянно упрекает лидеров КПРФ за их «классовый» подход к решению задач российского общества и призывает его пересмотреть. В программе новой Коммунистической партии это будет сделано, так как будет стоять задача создания бесклассового общества, а не классового, что соответствует идеологическим воззрениям Президента. Если он станет соучредителем бесклассового общества, то и весь его «Народный фронт – за Россию» вступит в создаваемое бесклассовое общество. Тогда этот процесс будет осуществлен в относительно короткие исторические сроки и Россия выйдет из системного кризиса, в который ее завели либералтристы – сторонники классового буржуазного общества и его государства.

Что касается «правых» и «левых» Коммунистических партий, то они обязаны будут повернуть свое движение на созидательный путь, на участие в создании бесклассового общества. Анархисты также смогут участвовать в этом процессе, так как вначале будет создаваться общество, а не государство. Они ведь идейные противники государства, а не бесклассового общества.

Бесклассовое общество? Вы в курсе на каком сайте это излагаете? Уже бежим выкинуть все труда марксистов на помойку и учить речи Великого Пу или Владлена(ы) для того, чтобы встать на путь "созидания". Анархо-Капиталист-Коммунст-Шовинист-Криликалист - (и т.д.)... - ..ического общества. Вы Великий Тэорэтик, преклоняюсь.

Про мать, порядок и анархизм http://scepsis.net/library/id_2715.html

Начал читать статью и, после первых строк понял, что автор не знаком с очень интересным материалом по анархии. Ибо в Калифорнии во время золотой лихорадки было что-то около 18 спокойных лет анархии.

А вообще анархия симпатично описывается моделью Хиршлейфера (есть смысл погуглить).

Вывод из неё примерно следующий - действительно, анархия как некое идеальное естественное состояние общества - вещь довольно неустойчивая. Поэтому, долговременное существование анархии в чистом виде - нереалистичная утопия. Это связано с так называемыми "потенциалами насилия" и "параметрами решительности". И, как только в сообществе появляется кто-то доминирующий, анархия переходит в иерархию, и вернуться назад - довольно проблематично.

Поэтому, как я ранее где-то писал, есть довольно симпатичный комментарий профессора Аузана по поводу того, как он видит анархию. "Это не про то, чтобы разрушить Государство, а про то, что Государство не является ценностью!"

То бишь, чистая анархия нереальна, но везде, где только можно, следует действовать на началах самоуправления. ИМХО.

Просто для начала полезно определиться кто что принимает в качестве левой идеи. Почему-то многие под левой идеей подразумевают некий патернализм/этатизм.

На мой вкус, левая идея хорошо выражается словами "Свободое развитие каждого является условием свободного развития всех". Очень правильный лозунг, который подразумевает развитие именно каждого, у не только "успешных". Увы, но через диктатуру пролетариата к этой цели не дойти.

P.S. А вообще радует, что на КТВ появились анархисты. Мне кажется, было бы полезно как-то эту тему в виде круглого стола да с более широким составом обсудить. Например, зазвать Дамье, Магида...

Статья начинается так: "Мировая история знает всего три СЕРЬЕЗНЫЕ попытки сознательного воплощения анархистского социального идеала, теорий анархизма в жизнь:...". Ключевое слово "серьезные попытки". О том что автор не упоминает о сомнительных, с ваших слов "что-то около 18 спокойных лет анархии", свидетельствует о "серьезности" данного явление. Вот же люди любят копаться в исторической "кунсткамере" выискивая и демонстрируя общественности бесплодные социальные выкидыши типа КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО ИЕЗУИТОВ В ПАРАГВАЕ. Да было но что это меняет.

Рекомендую до конца ознакомиться со статьей о не останавливаться на первом абзаце дабы ознакомится с реальным анархизмом. Что за термины "анархизм в чистом виде" - сферический конь в вакууме, предлагаю его препарировать с помощью "потенциала насилия" и "параметра решительности".

В последнем предложении у Вас какая-то проблема с согласованием слов в предложении. Так что Вашу мысль я не понял.

Честно сказать, если то, что было в Парагвае называть Коммунизмом, то ну его в топку. Это - не о "свободном развитии каждого".

Да, по поводу статьи, возможно я не прав. В Калифорнии действительно всё случилось без целенаправленных "серьезных попыток". Всё происходило само собой. Федеральные власти посылали туда войска, дабы вернуть Калифорнию в лоно Государства, но войска, появляясь там, забывали о том, для чего их сюда послали :) В общем, на мой взгляд, очень интересный опыт, который полезно знать для понимания социальных процессов. И, если Вам не интересно знать про реальный опыт существования анархии, то... насильно мил не будешь.

Будущее, конечно, за идеями самоуправления, но этот красно-чёрный флаг ассоциируется теперь с сексменьшинствами в первую очередь. Так что бороться за самоуправление лучше без "анархистов".

На последней "болотной" одна женщина спросила "а вы не знаете, что это за флаг среди чёрно-красных - чёрно-радужный???" Я предположил, что это видимо сексменьшинства, она очень шокирована была - "это же коммунисты и анархисты , не может быть..."

Такое впечатление, что задача ведущего - не разобраться в сути идеологии, которую представляет приглашенный участник, а постараться принизить.

А вообще, по поводу анархизма мне нравится высказывание декана экономфака МГУ Аузана "Смысл анархизма не в том, что государство должно быть уничтожено, а в том, что оно не является ценностью. Великое Государство выражает меру нашей беспомощности и общественной импотенции. И проблема в том, чтобы развить способность к самоорганизации".

Так что понимание анархизма может быть очень разным. Но у ведущего очевидно не было задачи копаться в сути.