Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+1
+
+

Заявление Политбюро ЦК КПГ: "Об экономическом кризисе капитализма и долге"

Опубликовано:  15.09.2011 - 21:11

Заявление Политбюро ЦК КПГ: Об экономическом кризисе капитализма и долге
 
1. Беспрецедентное расширение нападок, угрожающих правам народа и его доходам, не зависит от реального увеличения государственного долга. Во всех странах - членах ЕС в настоящее время реализуется политика, предусмотренная меморандумом, подписанным греческим правительством социал-демократов с ЕС и МВФ, в результате которой идет дальнейшее относительное и абсолютное обнищание народа, обеспечивается дешевая рабочая сила, ускоряется процесс концентрации и централизации капитала.
 
Основной целью эскалации антинародных нападок является укрепление конкурентоспособности европейских монополистических групп на международном капиталистическом рынке, для которого характерна межимпериалистическая конкуренция. Все страны - члены ЕС дополняют Национальную программу реформ и Программу стабильности новыми жесткими антинародными мерами, которые прямо адаптируют направления «Пакта для евро».
 
Во Франции, Англии, Австрии увеличился пенсионный возраст, а также серьезно выросли страховые взносы трудящихся. В Италии, Испании, Ирландии резко возросли несправедливые косвенные налоги. В Австрии, Польше, Румынии, Чехии, Ирландии, значительно снижается заработная плата трудящихся и число государственных служащих.
 
2. Трудящиеся не несут ответственности и не должны платить за государственный долг. Капиталистическая власть пытается скрыть реальные причины увеличения государственного долга, такие как:
 
а) Финансовое управление правительств ПАСОК (социал-демократов) и НД (консерваторов) осуществлялось в интересах монополистических групп в период после падения диктатуры (с 1974г.). Основной общей особенностью такого правления была легальная минимизация налогов на прибыль крупного капитала, уклонение от уплаты налогов и крупные финансовые вливания государства для укрепления финансовых групп (разработка законов “национального развития”, участие страны во второй и третьей “Программе поддержки сообщества” и в целом дотации ЕС и др.). То есть все предыдущие годы государство брало в долг, чтобы удовлетворить потребности прибыльности капитала, а в настоящее время призывает трудящихся платить за это.
 
В период первого срока правления партии ПАСОК государственный долг вырос с 26,9% ВВП (в 1981 г.) до 64,2% ВВП (в 1989 г.). В период с 1981 по 1985г.г. правительство ПАСОК в рамках социал-демократического управления и с целью подкупа части трудящихся трудоустроило их по протекции в государственный сектор, провело национализацию частных проблемных предприятий, находящихся в трудном положении и т.д.
 
Далее были приняты меры ограничительной налогово-бюджетной политики для трудящихся, а также продолжалась скандальная государственная поддержка финансовых групп за счет государственных заказов, участия частных предпринимателей в государственных проектах, частно-государственного партнерства. Характерным примером непроизводительных расходов государства стали Олимпийские игры 2004 года. Государственный долг вырос с 97,4% ВВП (в 2003 г.) до 106,8% (в 2006 г).
 
б) Огромные затраты на закупки вооружений, а также расходы на “миротворческие” миссии (например, в Боснии, Афганистане), отвечающие планам НАТО, а не нуждам национальной обороны. Характерно то, что в 2009 году военные расходы Греции составили 4% от ВВП, в то время как Франции - 2,4%, а Германии - 1,4%.
 
в) Последствия экономической интеграции Греции в Европейский союз (ЕС) и в Европейское валютно-финансовое объединение (еврозона). Характерным признаком является сокращение важнейших отраслей обрабатывающей промышленности, на которые было оказано сильное конкурентное давление (например, текстильной, швейной, металлообрабатывающей, судостроительной / транспортной). Расширение торгового дефицита и быстрый рост импорта из ЕС имел подобный эффект - раздутие государственного долга. С присоединением страны к еврозоне торговый дефицит с 4% от ВВП (в период с 1975 по 1980 год), с 5% (в период с 1980 по 1985 год), с 6% (в период с 1985 по 1990 год), с 7% (в период с 1990 по 1995 год), с 8,5% (в период с 1995 по 2000 год) вырос до 11% от ВВП (в период с 2000 по 2010г.). Общая аграрная политика ЕС привела к переходу от профицита торгового сельскохозяйственного баланса, который в 1980 году составлял 9 млрд. драхм, к дефициту в размере 3 млрд. евро в 2010 году, превратив страну в импортера продуктов питания. За ухудшением торгового дефицита последовало ухудшение платёжного баланса (то есть годовые суммарные данные о внешнеэкономических операциях страны с другими странами мира), так в период с 1975 по 1980 год профицит бюджета составлял 1,5%, а в 1980-1990 г.г. перерос в дефицит 0,9%. В дальнейшем дефицит бюджета увеличился до 3% от ВВП (в период с 1990 по 2000 г.), подскочил во время интеграции Греции в еврозону, и в течение десятилетия, с 2000 по 2010, превышал в среднем 13% годового ВВП, что привело к увеличению объема государственных заимствований для обслуживания внешнего платежного баланса. Эту ситуацию не изменила прибыльная деятельность судоходного капитала.
 
На  ситуацию повлияло также снижение процентных ставок по кредитам после вступления страны в еврозону, которое способствовало росту объема государственных заимствований греческого правительства в пользу крупного капитала.
 
Высокие темпы роста, в среднем на 2,8%, в первом десятилетии 21столетия, стали ипотекой рабочего – народного дохода, за которую мы платим сегодня. Конечно, такой процесс не является греческой особенностью. Так, дефицит торгового баланса США в 1997 – 2007 годах был также связан с раздутием годового дефицита госбюджета и, конечно, государственного долга.
 
г) Условия предоставления займа (процентные ставки, сроки, условия погашения), вызвали рост годовой процентной ставки с 9 млрд. евро в начале столетия до 15 млрд. евро в 2011 году. Причем в некоторых исследованиях указывается, что общие расходы (процентные ставки и погашение долга) по обслуживанию государственного долга с 21,3% от ВВП в 2000 году выросли до 40% от ВВП в 2010 году.
 
д) Влияние кризиса капитализма на греческую экономику.
 
Кризис способствовал ежегодному увеличению дефицита государственного бюджета и раздутию государственного долга. Прежде всего, произошло снижение налоговых поступлений вследствие снижения экономической активности (например, снижение товарооборота, закрытие предприятий, рост безработицы и т.д.), а также частично вследствие реализации новых государственных программ поддержки банковского сектора и других монополистических групп. Влияние кризиса на рост государственного долга сказывается на всех странах ЕС, т.к. за последние четыре года общий долг увеличился на 34%.
 
3. Доказывается то, что проводимая буржуазной властью Греции антинародная политика, скоординированная со стратегией ЕС, среди прочего, способствует раздуванию долга страны. Также подтверждается то, что ни один вариант буржуазного управления не может  избежать проявлений кризиса перенакопления капитала или найти выход из него в интересах народных слоев. Лживые обещания ПАСОК разбиваются о реальность экономического кризиса, который углубляется:
 
а) В первом квартале 2011 года произошло снижение ВВП на 5,5%, по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. Греческая экономика не сможет вернуться к докризисному уровню даже в 2012 году.
 
б) После реализации Меморандума №1 государственный долг уже увеличился с 127,1% ВВП в 2009 году до 142,8% в 2010 году.
 
Проблема долга касается не только его высокого уровня, но и растущих расходов на его обслуживание, которые определяют, в конечном счете, неплатежеспособность государства, то есть его банкротство. Правительственная политика, представленная в Меморандуме №1  и в долгосрочной программе, увеличивает расходы на выплату процентов и амортизацию долга в ближайшем будущем. По оценкам Европейской Комиссии, расходы на выплату процентов составят в 2015 году 9,6% от ВВП по сравнению с 6,8% ВВП на сегодняшний день.  В 2009 году расходы на выплату процентов и погашение долга составляли 12 млрд. евро и 29 млрд. евро соответственно, а в 2010 году - 13 млрд. евро и 20 млрд. евро. С учетом прогнозов на следующий период, предусматривается, что в 2011 году необходимы 16 млрд. евро на выплату процентов и 36 млрд. евро на амортизацию; в 2012 году - до 17 млрд. и 33 млрд. евро соответственно ; в 2013 году - до 20 млрд. и 37 млрд. евро; в 2014 году - до 22 млрд. и 48 миллиардов евро; в 2015 году - до 23,4 млрд. и 33 млрд. евро на погашение долга.
 
Даже буржуазные экономисты [например, глава немецкого Института макроэкономики и изучения конъюнктуры (ΙΜΚ)] признают, что план по сокращению долга в рамках меморандума и жестких мер экономии приводит к порочному кругу: увеличению долга и экономическому спаду.
 
Как было официально признано самим президентом Европейского Совета Ван Ромпей, проявляются опасения относительно государственного долга стран-должников еврозоны, и это касается в целом вопроса укрепления евро в качестве международной резервной валюты и будущего еврозоны, в связи с высокой степенью взаимозависимости экономик. Несмотря на значительные межбуржуазные противоречия, для укрепления финансовой стабильности зоны евро и крупных групп - кредиторов было достигнуто соглашение о формировании Европейского механизма стабильности и выплате платежей по кредиту стран-должников.
 
Империалистические центры в большей мере волнуют не размеры греческого долга, а сложность управления процессами в таких странах, как Испания и Италия, с целью спасения денежно-финансовой системы, которая является основным механизмом капиталистического накопления.
 
4. В то время как трудящиеся  уже находятся на пути к  банкротству, на пороге относительной и абсолютной нищеты, страны - члены ЕС и крупнейшие финансовые группы ведут переговоры о контролируемом банкротстве Греции. Борьба идет  за распределение убытков от обесценения капитала, в то время как все согласны с антинародной атакой.
 
План реструктуризации долга, предложенный Французской банковской федерацией (FBF), обеспечивает преобразование 50% текущих долговых обязательств по облигациям в новые 30летные  бумаги, с грабительской процентной ставкой, которая будет колебаться от 5,5% годовых (в период кризиса) до 8% в период высокой фазы капиталистического развития.
 
Держателям государственных облигаций (банкам, институциональным инвесторам и т.д) предлагаются разные варианты государственных проектов (например, Германии) по продлению срока погашения греческих государственных облигаций в обмен на высокую процентную ставку, и чтобы избежать убытков, которые бы они имели в случае немедленного банкротства греческого государства. Немецкое и французское правительства стремятся свести к минимуму свое государственное участие в механизме поддержки стран с крупной задолженностью и перенести часть бремени реструктуризации на плечи кредиторов -банковских групп.
 
Европейский центральный банк  и европейские банковские группы  нажимают на то, чтобы частичное списание долга не произошло им в ущерб. Они не мирятся с тем, что в обмен будут высокие процентные ставки, т.к. считают маловероятным погашение долга, сомневаются  в вероятности успеха предлагаемых проектов.
 
Реструктуризация  задолженности предлагается и американскими кругами, вмешивающимися в конкуренцию евро – американского доллара как международных резервных валют. Теперь идет гонка французских и немецких банков, старающихся избавиться от греческих государственных облигаций, передавая их, прежде всего, в Европейский центральный банк. Германия использует переговоры, чтобы поставить дилемму "более строгое согласование экономической политики во всей еврозоне или более узкая и компактная еврозона."
 
 
5. В любом случае трудящиеся не должны ожидать ничего хорошего от исхода этой борьбы. При любом исходе этой борьбы между различными частями капитала и империалистическими государствами будет продолжаться и усиливаться атака господствующего класса для обеспечения более дешевой рабочей силы, для ускорения реструктуризации и приватизации, разгосударствления государственного имущества монополистическими группами.
 
Что касается вопроса о погашении государственного долга, различные буржуазные предложения отличаются только тем, когда и каким образом будут осуществляться выплаты трудящихся. Например, если пройдет план по продлению срока погашения облигаций, трудящиеся будут в конечном итоге платить больше и более длительный период (если процентные ставки останутся стабильными), и будут платить гораздо больше (в случае повышения ставок).
 
Но даже если будет непосредственно сокращен высокий долг греческого государства, это лишь приведет к появлению новых налоговых льгот и государственной помощи крупному капиталу, но не к мерам по удовлетворению народных нужд. Это еще раз приведет к росту долга. Процедурные вопросы не касаются народных сил. Кроме того, государственные доходы достаточны для выплаты зарплат и пенсий. Они недостаточны для кредиторов. Чистые доходы госбюджета составили 48,5 млрд. евро в 2009 году и 51,1 млрд. евро в 2010 году, а расходы на заработную плату, пенсии, субсидии страховых фондов - 42,3 млрд. евро в 2009 году и 37,9 млрд. евро в 2010 году. В то время как только процентные платежи составили 12,3 млрд. евро в 2009 году и 13,2 млрд.евро в 2010 году.
 
Сегодня, в то же время, когда правительство предупреждает об угрозе дефолта, оно продолжает предоставлять программы государственной поддержки банкам, наращивает военные расходы в пользу НАТО, уменьшает налогообложение нераспределенной прибыли и т.д. Греческие государственные гарантии банкам в период кризиса достигли 108 млрд. евро. В 2010 году Греция купила у Франции шесть военных фрегатов (за 2,5 млрд. евро), а также у Германии шесть подводных лодок (за 5 млрд. евро).
 
Трудящиеся не должны ожидать какого-либо пронародного выхода из кризиса, связанного с образованием более эффективного сочетания управления и достижением временного компромисса между слоями буржуазии и империалистическими союзами. Все они подписали «Пакт для евро» (Пакт конкурентоспособности) и стратегические направления "Европа2020 ", нацеленные на обеспечение дешевой рабочей силы в ЕС, чтобы укрепить свои монополии в условиях конкуренции международного рынка.
 
Они продвигают "освобождение" секторов стратегического значения (энергетика, телекоммуникации и т.д.), реструктуризацию, для того чтобы найти выход для удовлетворения прибыльности перенакопленного капитала, находящегося в настоящее время в ЕС.
 
Поэтому НД поддержала 38 законопроектов  правительства, а партия ЛАОС  поддержала Меморандум №1 правительства  с МВФ и ЕС. Поэтому НД и ПАСОК обсуждают вопрос о формировании совместного правительства, так как имеют общую программную базу – «длительный период меморандума», который действует во всех государствах-членах ЕС. Поэтому и их братские партии совместно поддерживают антинародные меры в Португалии и Ирландии.
 
Поэтому НД призывает к ускорению ключевых целей среднесрочной программы, и она проголосовала за большинство пунктов программы по вопросам приватизации, продажи государственного имущества, снятия ограничений по охране окружающей среды для частных инвестиций, снижения заработной платы в государственном секторе, способствующего дальнейшему сокращению зарплат и в частном секторе.
 
НД предлагает пересмотр меморандума, который будет касаться новых мер по укреплению крупного капитала, таких как снижение налога на нераспределенную прибыль, в то время как ПАСОК уже снизил его до 20%, а в Германии этот показатель находится на уровне 30%. Пересмотр будет касаться новых государственных мер, укрепляющих финансовые группы, которые приведут к новому снижению доходов трудящихся и освобождению владельцев компаний от выплаты  страховых взносов.
 
Глубоко ошибочной является позиция партии СИН и Партии европейских левых, разделяющих долг на законную и нелегально-обременительную часть, а также их позиция о возможности превращения ЕС в пронародный союз. Такие позиции допускают, что народ должен заплатить за кризис и за большую часть "законного" государственного долга, за который он не несет ответственности. Их утверждения о том, что ЕС и Европейская федерация могут превратиться в союз, выражающий интересы народа, скрывают классовую ориентацию ЕС как империалистического межгосударственного союза. Какую бы форму ни принимал ЕС, он не может изменить свою реакционную стратегию, направленную против трудового народа, и его участие в империалистических интервенциях и войнах.
 
Разные оппортунистические течения стараются ввести народ в заблуждение утверждая, что якобы существуют безболезненные решения, служащие народным интересам, не требующие конфликта и столкновения с властью монополий. Некоторыми группами коалиции СИРИЗА, а также организации АНДАРСИЯ предлагается выход из евро-зоны и списание долга как решение в пользу народа и как требование антикапиталистического сплочения сил, без затрагивания власти капитала. Кроме того, некоторые "национально-патриотические" силы говорят о необходимости выхода из евро-зоны, оставаясь в ЕС. Таким образом, прежде всего, выдвигается дезориентирующая позиция, что основными причинами антинародных нападок являются раздутие государственного долга и присоединение страны к евро-зоне. В то же время  попирание трудовых прав как в странах евро-зоны, так и за ее пределами, например, в Швеции и в Великобритании, а также в Германии, которая не сталкивается с вопросом крупного государственного долга, показывает, что настоящим виновником является в целом капиталистический путь развития. Оппортунистическое течение, по сути, рассматривает в качестве основного направления борьбы альтернативное управление в рамках капиталистической системы, которое в лучшем случае может способствовать временному восстановлению капиталистической прибыльности.Но даже если удастся вернуться к высоким темпам капиталистического развития, это будет идти вразрез с народным благосостоянием. Примеры Аргентины и Эквадора показывают, что после дефолта и девальвации валюты правительства переложили все тяготы и лишения на плечи трудящихся, для укрепления конкурентоспособности экономики и стимуляции экспорта.
 
Выход из кризиса в интересах трудящихся - это не возврат назад, к протекционизму капиталистической экономики на национальном уровне, а путь вперед к народной власти, к социализму.
 
Оппортунистические предложения сопровождаются дезориентирующим призывом свергнуть новую оккупацию страны международной тройкой (Евросоюзом,Международный валютным фондом и Европейским центральным банком). Таким образом, они скрывают активную роль греческого господствующего класса в развязывании нападок на права и доходы народа. Они замалчивают переплетение местного с иностранным капиталом. Они представляют как новое явление передачу некоторых суверенных прав господствующему классу, для того чтобы он смог укрепить свою власть и обеспечить свою прибыльность.
 
Трудящиеся должны бороться против экономического господства монополий, против капиталистического государства и его империалистических союзов, таких как ЕС. Они не должны оказаться в ловушке тупиков и дилемм капиталистической власти.
 
Чтобы предотвратить худшее, которое еще впереди, народ должен организовать свое контрнаступление. Он должен повсюду скоординировать свою деятельность, отвергая всякий вариант буржуазного управления. Он должен требовать, чтобы за кризис заплатил непосредственно крупный капитал, а не народные семьи и страховые фонды. Должен бороться в каждой отрасли и на рабочем месте против политики, в ходе которой попираются трудовые и страховые права, снижается заработная плата, предоставляется прямое использование государственной собственности монополистическими группами.
 
Народ должен мобилизоваться, для того чтобы повсюду изменить нынешнее соотношение сил, бороться вместе с Компартией Греции в рядах профсоюзов, в профсоюзном движении, организовываться против капиталистических институтов эксплуатации и угнетения. Только в этом случае может начаться ослабление любого капиталистического правления, всякого парламентского большинства, произойдет столкновение с законами и насилием эксплуататорского строя.
 
Настало время, чтобы класс капитала и его политические слуги, пугающие  дефолтом, испытали настоящий страх. Если, действительно, правительство дошло до того, что вынуждено брать займы для выплаты зарплат и пенсий, то мы должны ускорить процесс свержения власти монополий. Следуя по пути развития народного хозяйства, социализма можно  решить вопрос выплат зарплат и пенсий, используя богатые внутренние производственные возможности страны, отказываясь от выплаты долга, и заключая взаимовыгодные международные соглашения после освобождения страны от оков ЕС и НАТО.
 
Следовательно, есть выход из сложившейся ситуации: "Выход из ЕС и отказ от выплаты долга с установлением народной власти".
 
Пора рабочему движению сойтись с более широким радикальным движением самозанятых и крестьянства для организации борьбы, которая в итоге снесет обанкротившуюся, прогнившую систему эксплуатации.
 
Афины 15/7/2011
Политбюро ЦК КПГ

http://inter.kke.gr

Добавить комментарий (всего 0)