Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+11
+
+

РПК как центральный элемент курдского движения

Опубликовано:  07.02.2012 - 23:18

Курдская проблема имеет глубокие исторические корни. Еще Османская империя, захватившая в XV веке весь Арабский Восток (а вскоре и Запад), и Иран, где шиитская династия Сефевидов объединила всю страну, поделили между собой Курдистан, примерно 2/3 которого отошли к туркам, нанесшим персам сокрушительное поражение под Чалдыраном в 1514 году . Таким образом произошел первый раздел Курдистана по линии турецко-иранской границы, которая с тех пор стала границей непрекращающихся войн. Турция и Иран в течение последующих четырех столетий бесконечно воевали между собой за полное господство над этой стратегически ключевой страной. В конечном итоге турецко-иранские войны оказались безрезультатными, поскольку нынешняя граница осталась почти такой же, какой была после Чалдыранской битвы.

Турецко-иранские войны причинили огромный ущерб национальному развитию курдов. Курдские земли периодически подвергались опустошению, народ, попеременно вовлекаемый в военные действия на стороне или турок, или персов нес большие людские потери (в том числе и мирное население). Такая ситуация лишала курдов надежды на объединение их родины. Современные курдские исследователи называют эту эпоху «черным столетием».

С XIX (19) века начинается новый этап борьбы курдского народа за независимость - против Османской империи и Ирана. Эта борьба вылилась в многочисленные восстания, такие как восстание под руководством курда Абдурахман - паши (1806 г.), восстания 1815 г., Шейха Обейдуллы в 1880 году и другие. Курды боролись против турецких властей и во время русско-турецкой войны 1828 – 1829 годов. В 1827 году в результате мощного восстания под руководством Махмед паши Ревандузи была провозглашена независимость курдов, однако движение было жестоко подавлено.

В XX веке среди многочисленных восстаний курдского народа наиболее значительными являются вооруженные восстания в провинции Кочгери (1920 г.) во главе с Али-шером, восстание в Диярбакыре, Муше и Бингёле под руководством Шейха Саида (1925 г.), восстание Ихсана Нури в Агри и Зилане (1926 - 1930 гг.), восстание Саида Реза в Дерсиме (1937 - 1938 гг.). Однако они потерпели поражение, поскольку имели локальный характер и не переросли в общенациональное движение. Для них характерны неорганизованность и отсутствие общего политического руководства. В ходе I Мировой войны державами Антанты был впервые поставлен вопрос о необходимости создания независимого государства Курдистан. Такое государство гарантировал Севрский мирный договор (10 августа 1920 г.), подписанный Турцией и державами Антанты. Однако победа кемалистского движения в Турции перечеркнула этот договор. На смену Севрскому пришел Лозаннский договор (24 июля 1923 г.), согласно которому произошел новый раздел Курдистана, на этот раз между Турцией, Ираном, Ираком и Сирией.

С 1925 по 1940 годы только в Северном (Турецком) Курдистане, где проживало и проживают около 20 млн. курдов, произошло 27 восстаний. В ходе их подавления было убито до 1 миллиона человек и столько же депортировано во внутренние районы Турции. Проводилась политика грубой ассимиляции. В течение последующих тридцати лет в Турецком Курдистане (как и в остальных частях) осуществлялась политика геноцида, и не одна политическая сила не выступила в защиту народа. Как упоминалось в первой главе, турецкое законодательство запрещало курдам иметь свои политические партии. Но, не смотря на это, еще в середине 1960-х годов курдские патриоты нелегально создали Демократическую партию Турецкого Курдистана (ДПТК), которая образовала нелегальные издания на турецком и курдском языках. ДПТК ставили задачу добиться прав на административную и культурную автономию для курдского народа в пределах турецкого государства. Партия имела известное влияние в Турецком Курдистане. Однако развернуть эффективную деятельность в условиях репрессий она не смогла.

Во второй половине 1960-х годов в Турции действовали также Партия освобождения курдов Турции, Ассоциация свободы, Организация борцов Курдистана. Все эти курдские организации работали в глубоком подполье . Однако турецкие власти продолжали политику террора, ареста, высылок, тем самым, лишая национальное движение курдов его авангарда – курдских демократов, интеллигенцию. Доведенное до отчаяния курдское население, особенно молодежь, были готовы по первому призыву включиться в борьбу против турецкой тирании в Курдистане. В этих условиях начала разворачивать свою деятельность Рабочая партия Курдистана – РПК (ПКК-курдская аббревиатура). Именно с этой партией связано дальнейшее развитие национально-освободительного движения курдов Турции.

В 1978 году в истории национально-освободительной борьбы курдского народа начался совершенно новый этап: на сцене появилась новая организация – Рабочая партия Курдистана, во главе с ее лидером Абдуллой Оджаланом.

Выход РПК на политическую арену способствовал быстрому росту национального самосознания курдов, которые начали консолидироваться вокруг идеи освобождения и объединения Курдистана. Авторитет и влияние РПК – мощной военно-политической силы курдов с большим успехом начали распространяться среди курдов четырех частей Курдистана, а также за рубежом.

Основатель РПК – Абдулла Оджалан, выходец из крестьянской семьи из села Амара (Омерли) провинции Урфа, закладывает основу своей политической деятельности еще будучи студентом факультета политологии Анкарского университета. Обучаясь в вузе он становится одним из лидеров студенческого движения. В начале 1972 года, Абдулла Оджалан впервые выступает с лекциями по курдскому национальному вопросу, где заявляет, что «Турция не является мононациональным государством, в этом государстве, кроме турок, живут и курды». В 1973 г. за свои политические взгляды А. Оджалан был арестован, но через семь месяцев был освобожден.

В сложившийся в студенческой среде кругу единомышленников Абдуллы Оджалана вошли Али Хайдар Кайтан, Джамиль Байык, Хаки Карер, Кемаль Пир (двое последних были турками). Со временем численность этой группы, действовавшей в составе Союза студентов Анкары, достигла 25 человек. Сторонникам Оджалана, которых позже стали называть «апочистами» (от партийного псевдонима Оджалана «Апо»- «дядя») приходилось постоянно отстаивать свою точку зрения в спорах с турецкими левыми, обвинившими апочистов в «национализме» и «противопоставлении курдов туркам».

В 1975 году на собрании членов группы в Дикмене (район Анкары) было принято решение о начале пропагандистской деятельности в Курдистане. Члены группы разъехались по различным провинциям Курдистана, где повели агитационную работу, главным образом, среди студентов и молодежи. Тогда же Абдулла Оджалан, Мазлум Доган и Мехмед Хайри Дурмуш подготовили «Манифест Курдистанской Революции», в котором впервые изложили программу национального освобождения Курдистана. Он был опубликован в первом номере газеты «Serxwebun» (Независимость).

Этот манифест был обращён не только к народу Курдистана, но и ко всем сообществам Среднего Востока. Стиль и содержание этого документа гораздо ближе к лозунгам свободы, нежели к национальным аспектам. Он не приемлет нацию, лишённую свободы, равно как и свободу, не имеющую национального колорита.

Тем временем террор против курдских общественных и политических деятелей продолжался. Он осуществлялся силами турецкой ультранационалистической организации «Партия национального движения» (более известной как «Серые волки»). 18 мая 1977 года в Газиантепе полицейским по имени Алахеддин Каплан был убит сподвижник Абдуллы Оджалана – Хаки Карер, год спустя 19 мая 1978 года наемниками было совершено убийство популярного среди курдов политического деятеля Халила Чавгуна. Как вспоминает Абдулла Оджалан «…убийство обоих наших товарищей стало для нас шоком, который глубоко потряс всех нас. Нашим ответом на это стал решительный шаг в сторону создания партии. В конце того же года я подготовил в Газиантепе проект Программы партии. Мы полетели в Диярбекир».

27 ноября 1978 года в деревне Фисе (район Лидже, провинция Диярбакыр) состоялся учредительный съезд Рабочей партии Курдистана, принявший Программу и устав РПК, где была определена организационная структура партии. Генеральным секретарем новой партии был избран Абдулла Оджалан. Партия провозгласила своим лозунгом создание «единого, независимого и демократического Курдистана».

Как следует из воспоминаний Хейри Дурмуша, уже к 1979 году РПК имела доминирующее влияние в ряде районов Юго-Восточной Анатолии: Слудже, Батмане, Дерике, Кизилтапе. Имея такую опору, партия попыталась легализировать свою деятельность и стала готовиться к выборам в местные муниципалитеты в Дерсиме, Бингёле, Газиантапе. Однако непреодолимым препятствием стали действия властей. С 1978 года на территории Северного Курдистана было введено турецкой администрацией так называемое «осадное положение». В соответствии с этой мерой полиция и силы безопасности стали усиливать карательные акции против курдских активистов и членов РПК. В 1979 году проходили обвалы и аресты, жертвами которых стали наиболее влиятельные члены партии: Мазлум Доган, Кемаль Пир, Хейри Дурмуш. А в мае 1979 года страну был вынужден покинуть сам лидер РПК-Абдулла Оджалан. Руководство соседней Сирийской Арабской Республики приняло решение предоставить убежище Оджалану на территории Ливана. В Ливане Лидер РПК и часть его сподвижников обосновались в долине Бекаа, где он создал Военно-политическую академию. Отныне Оджалан руководил своей партией из эмиграции, осуществляя всеобщее руководство по всем магистральным направлениям деятельности организации.

Важнейшим вопросом, требующим раскрытия в ракурсе политической линии РПК, является вопрос отдельного государства. Несмотря на то, что лозунг «Независимый Курдистан» использовался достаточно широко, крайне сложно говорить о том, что эти усилия поистине соответствовали смыслу свободного государства. Представители РПК не могли однозначно утверждать, что наличие у курдов своего независимого государства будет означать решение всех вопросов. Данная проблема в рядах партии подвергалась серьезным дискуссиям и на теоретическом, и на практическом уровнях. Все это заставляло задумываться как над увлекательной идеей размышления о курдском независимом государстве, так и над тем, что появление государства принесет с собой целый комплекс трудноразрешимых проблем.

Во-первых, создание единого независимого Курдистана означало бы изменение территориальных границ четырех государств, в состав которых ныне входит Курдистан. Что означало бы ведение борьбы за освобождение на четырех фронтах. Даже если курдскому движению удалось бы создать независимый Курдистан, он был бы окружен четырьмя враждебно настроенными государствами (в данном случае Турцией, Сирией, Ираном и Ираком), что вело бы к полной изоляции курдского национального государства;

Во-вторых, территория Курдистана, как и всего региона, неоднородна по своему национальному составу. Здесь наряду с курдами проживают турки, арабы, персы, азербайджанцы, армяне, ассирийцы, лазы, черкесы, и другие народы. Появление нового национального государства ещё больше усугубило бы ситуацию в регионе. Само собой создание национальных государств на многонациональной по своему этническому составу территории Ближнего Востока стало исторической ошибкой, вовлекшей регион в хаос неразрешимых проблем. Поэтому в качестве альтернативного решения проблемы РПК во главе с Абдуллой Оджаланом объявила о смене первоначальной идеи создания независимого государства на идею создания в составе Турции, Ирана, Ирака и Сирии, не нарушая территориальной целостности этих стран, курдских демократических автономий, в которых все народы имели бы равные права на развитие национального языка, культуры, традиций, обычаев, а также на участие в общественной и политической жизни автономии и страны в целом. В своей Защитной речи анализируя переход к идее создания автономий в границах четырех государств Абдулла Оджалан отмечает, что «вместо национального государства был сделан выбор в пользу «нашей Родины – Курдистана».

Не менее дискуссионным среди исследователей и политиков является вопрос о том, как следует расценивать деятельность РПК. 15 августа 1984 года около 50 партизан под командованием Махсума Коркмаза заняли города Эрух и Шамдинли, что ознаменовало начало вооруженной борьбы курдских партизан против сил турецкой армии. Сегодня курды отмечают этот день как День Возрождения курдского народа.

Однако, вопреки установившемуся мнению что РПК – это террористическая организация, следует отметить, что партия никогда не была ярым сторонником силового решения курдской проблемы в Турции. Активное распространение курдского национализма и идей о необходимости создания независимого курдского государства осуществлялось лишь в 1980-е годы. Объявленное спустя 9 лет после начала вооруженной борьбы решение Абдуллы Оджалана о прекращении огня ознаменовало коренной переход от идеи противопоставления Курдистана и Турции, к идее необходимости совместного мирного сосуществования курдского и турецкого народов. Начиная с 1993 года все устные и письменные заявления РПК были основаны на принципах демократического союза в рамках единой страны . Рабочая Партия Курдистана отстаивает такой союз с Турцией, в котором были бы соблюдены все права курдов. К примеру, в заявлении Совета Президиума РПК от 1995 года подчеркивается, что в Турции имеются силы, которые препятствуют демократическому развитию страны, однако РПК поставила перед собой задачу: сделать всё необходимое, чтобы преобразовать Турцию в демократическую республику и найти способ мирного решения курдской проблемы».

Игнорируя исторические и социальные предпосылки возникновения курдской проблемы сторонники силового решения проблемы с целью порочения курдского освободительного движения стали навешивать на него ярлык «террористической организации», впоследствии проводя параллель с «международным терроризмом». Однако эти действия не находят обоснования ни с международно-правовой точки зрения, ни с фактической точки зрения. Почему?

Несмотря на огромное количество различной литературы по проблемам терроризма в общем и международного в частности, соответствующие понятия тем не менее не имеют точных и общепринятых определений. Однако в российском законодательстве такое определение есть: «Терроризм – идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий».

Примечательно, что в отношении мирного турецкого населения никаких действий террористического характера РПК не предпринимала. Достаточно вспомнить, что причастность этой партии к террору не смогли доказать даже государственные турецкие обвинители на процессе по делу Абдуллы Оджалан в 1999 году. Тем не менее РПК присутствует в списках террористических организаций США, ЕС, Великобритании.

К происходящим почти каждый день событиям в Курдистане о покушениях или убийствах общественных деятелей, журналистов и даже депутатов парламента РПК никакого отношения не имела. Учитывая объект покушения и преследований нетрудно было определить исполнителей кровавых преступлений, совершаемых в курдских регионах Турции. Так, например, в 1994 году были убиты 16 сотрудников газеты «Озгюр Гюндем» (единственная в те годы прокурдская газета в Турции, издававшаяся на турецком языке), два депутата Парламента Турции (курдской национальности), десятки функционеров оппозиционных партий. Что же касается числа убитых мирных курдов, то тут счет идет уже на сотни. Жертвами государственного террора становятся даже турецкие генералы, ставшие по какой-либо причине не угодными политической или военной верхушке. В этом же году были убиты генералы Ашраф Битлиси и Бахтияр Айдын, выступавшие за прекращение военных действий и предпринятии попыток мирного решения конфликта.

До сих пор турецкие власти продолжают предпринимать попытки по представлению РПК в качестве маргинальной, оторванной от народа экстремистской группировки, виновной в совершении всех бед, совершенных в Турции с конца 70-х годов по настоящее время. При этом власти затрудняются ответить – чем же вызвана симпатия миллионов людей к «кучке экстремистов», в солидарность которым дети Курдистана могут отказаться от посещения школ, рабочие могут устроить забастовку или же не пойти на работу, предприниматели закрыть свои офисы и торговые точки, а в годовщину создания РПК – 27 ноября и в годовщину ареста курдского лидера Абдуллы Оджалана – 15 февраля в различных городах Курдистана и Турции собираются стотысячные демонстрации.

Турецкое правительство не признает даже факта ведения войны в Северном Курдистане. Согласно резолюции ООН № 3103 борьба народа за свободу и национальное самоопределение и независимость является международным конфликтом, а на лиц, ведущих эту борьбу, распространяются все правила и законы войны, установленные женевскими конвенциям. И в этом случае турецкое правительство было обязано соблюдать все эти правила. В 1994 году президент Турецкой республики Сулейман Демирель дал такой ответ на предложение услуг «Красного Креста»: «Турция войны не ведет и «Красному Кресту» у нас делать нечего». И при этом турецкая печать наполнена сообщениями о полномасштабной войне, идущей в Юго-Западной Анатолии. Так же, отвечая на вопрос иностранного журналиста о курдской проблеме, С. Демирель заявил: «Турецкое государство населяет единая нация. У нас нет ни курдов, ни курдской проблемы. В Турции есть проблема террора, проблема «курдского террора». На что журналист заметил: «…от куда при отсутствии курдов появилась проблема курдского террора? Для курдов в Турции нет ни одной школы, ни радиостанции на родном языке. Сравнительно с турками они живут в тяжелых материальных условиях. Если курдской проблемы нет, то как называется эта проблема?». Демирель обвинил журналиста в неэтичности и вмешательстве во внутренние дела Турции. Это прерванное интервью газета закончила редакционным комментарием «Грубое нарушение прав человека и угнетение целого народа не может быть только внутренним делом одного государства».

Важно отметить, что многократное превосходство в живой силе и технике турецкой армии, так и не привело к разгрому РПК. Более того, сегодня боевые отряды апочистов в целом практически неуязвимы для турецкой армии. Объявляемые потери бойцов РПК существенно завышаются. По оценке турецких властей, на одного убитого военнослужащего приходится 5–7 курдских партизан. По оценкам пресс-центра Народных сил самообороны – боевого крыла РПК, на одного убитого партизана приходится не менее 2–3 турецких военнослужащих, а то и больше. Турецкие войска нередко записывают в «террористы» и мирных жителей, не имеющих никакого отношения к вооружённым формированиям РПК.

Турецкие военнослужащие, прошедшие зачастую перед боями лишь двухнедельную подготовку, становятся довольно лёгкой мишенью бойцов РПК, многие из которых имеют многолетний опыт вооружённый борьбы. Большая разница и психологическом настрое сторон: если военнослужащие думают как бы поскорее вернуться домой и продолжать мирную жизнь, то члены РПК осознанно и добровольно вступили в ряды вооружённых формирования, и не только не боятся смерти, но и готовы к самопожертвованию.

В турецком обществе стали выражать нежелание отправлять своих детей на войну с РПК, и представляется, что эта тенденция в стране будет усиливаться.

Таким образом, с тех пор, как национально-освободительное движение в турецком Курдистане стало представлять реальную угрозу, было решено объявить ее как войну с терроризмом. Это один тех приемов, который, по сути, и «низверг с пьедестала» в наши дни такое понятие, как национально-освободительное движение, представляя его, на многих примерах современной истории, как террористическое движение. Не учитывается и тот факт, что для большей части курдов признание Рабочей Партии Курдистана террористической организацией является несправедливым оскорблением. В таком случае все 40 миллионов курдов – террористы, так как курдский народ, в своей массе, рассматривает РПК как представительницу своих интересов и защитницу национальных прав.

________________

Источники
1.Абдулла Оджалан. О демократическом решении курдского вопроса.//Дружба. 1999. № 8.
2.Абдулла Оджалан. Как следует понимать внутренний смысл заговора века?//Дружба. Март 2002. № 12, 15.
3.Абдулла Оджалан. От Шумерского государства жрецов к демократической цивилизации. В 2 Т.(Защитная речь на Европейском суде по павам человека). М., 2003.
4.Абдулла Оджалан В защиту народа. М., 2007
5.Абдулла Оджалан. Проблемы преодоления капиталистического модернизма и демократизация. В 3 кн. М.,2011. Кн. 1.
6.Национальный Конгресс Курдистана: Курдский народ на пути национального единства.// Дружба. Июль. 1999. № 7.
7.Заявление Совета Призидиума РПК.// Дружба. 1999. № 8
8.Уголовный кодекс Турции// [Электронный ресурс]// http://www.zarubejye.com/law/law15p.htm.
9.Türkiye anayasalari metinleri. Ankara. 1982.
10.Türkiye cumhuriyeti anayasasi[Электронный ресурс] // http://www.anayasa.gov.tr/index.php?l=template&id=188&lang=0&hlkey=1982
11.Türk basinda Kürtler. Istambul, 1996.
12 Из показаний курдских активистов на суде.//Дружба. 2001. №11.
13 Заявление Совета Президиума РПК.// Дружба. 1999. № 8.
14 Федеральный закон РФ от 6. 03. 2006 г. № 35 « О противодействии терроризму»//[Интернет ресурс] http://www.rg.ru/2006/03/10/borba-terrorizm.html.
15 Aktüel. 11–17.02.1999.
16 Milliyet. 29.09.1985
17 Milliyet. 18.051994.
18 Ozgur Gundem. 20.04.1981.
19 Özgür Gündem. 15.08.1994.
20 Özgür Gündem. 09. 09.1994.
21 Özgür Gündem. 29.10.1994.

Исследования
1.Вертяева К.В. Курдский вопрос в политике Турции (конец ХХ – начало ХХI века). М., 2007.
2.Виктор Ильин. Демократия и горы. // Свободная мысль. XXI век. 2004. № 1.
3.Гастарян М.А. Курды Турции в новейшее время. Ереван, 1990.
Гасратян М.А. Национально-освободительное движение в Северо-Западном (Турецком) Курдистане.//Современное состояние курдской проблемы. (научный симпозиум). М.,1995. С.60.
4.Гастарян М.А. Курдская проблема в Турции (1986-1995). М., 2001.
5.Гусейнов В.А., Денисов А.П., Савкин Н.П., Демиденко С.В. Большлй Ближний Восток: стимулы и предваритеные итоги демократизации. М., 2007.
6.Джемаль Кадыр. Освободительное движение в курдистане//Курдистан: на перекрестках истории и политики (Научно-Практическая конференция) М. 1995.
7.История Курдистана. М., 1999..
8.Курдоев К.К. Курдоведение [Электронный ресурс] // http://kurdistan.ru/index.php?m=read&a=3406
9.Лазарев М.С. Курдский вопрос (происхождение, развитие и современное состояние) // Современный Курдистан. Проблемы национального движения. - М., 1995.
10.Лазарев М.С.Курдский вопрос в новой геополитической ситуации//Курдский вопрос на рубеже тысячелетий. М., 2004.
11.Михайлов В.В. Современное состояние курдской проблемы // Вестник Санкт-Петербургского университета. - Спб., 2007 №1
12.Мосаки Н.З. Курдистан: Ресурсы и политика. В 2 Ч. М., 2005.
13.Alford Andrews Ethnık Groups ın the Republık of Turkey. Wiesbaden, 1989.
15.Chris Kutschera. Mad Dreams of Independence: The Kurds of Turkey and the PKK // Middle East Report. No. 189. 1994.
15.Eric Averby. Turkey’s Kurdish Policy in the Nineties//www.kurdistan.org\Articles.
16.Gunter M. Kurds in Turkey: a political dilemma. NY., 1990.
17.Kuchera K. Mad Dreams Of Independence. The Kurds Of Turkey and the PKK// Middle East Report. № 189. July-August 1994.

Лейла Патиева
Kurdish Center

Добавить комментарий (всего 1)

очень интересная статья. мало имела представления о том, чего добивается эта организация.