комментариев:
|
Критика советской власти товарища Градова
Опубликовано:
01.11.2014 - 14:59
Корреспондент:
Сергей Токмаков
Чтобы написать эту работу, мне пришлось потратить немалое количество времени и перечитать многие письма и статьи тов. Н.Градова. Сделал я это по нескольким причинам. Во-первых, для того, чтобы продолжить обсуждать данную тему. Во-вторых, тов. Градов является далеко не рядовым членом ОКП. Он принимал активное участие в работе над программой ОКП. И кроме материалов Градова в ОКП нет других материалов, содержащих сколь либо целостное представление об устройстве власти в социалистическом государстве, которые можно было бы обсуждать. В-третьих, чтобы развеять туман, которым Градов окутывает своё представление о том, как должна быть устроена власть в социалистическом государстве. Не желая отвечать на конкретные вопросы, тов. Градов отсылает всех читать его многостраничные работы и в них искать ответы. Ну что ж, посмотрим, что я там нашёл. Ключевым моментом в концепции Градова является наличие двух ветвей власти: представительной и исполнительной, ни одна из которых не является главней другой. Каждая ветвь власти может наложить вето на решения другой ветви власти. Градов ничего не пишет о том, как будет разрешаться ситуация после наложения вето. Например, что будет, если представительная власть примет решение о повышении зарплаты медикам, а исполнительная примет решении о понижении, и обе ветви власти наложат вето на решения друг друга? Но нас пока это не интересует. Важно зафиксировать, что власть состоит из двух ветвей, которые не имеют власти друг над другом. Градов пишет: «Я чисто логически попытался разрешить коренные противоречия в структуре управления обществом и государством при социализме. Получилась системная модель Конституции. Возможность снятия напряжения в управленческом противоречии социализма я связываю с широким использованием конституционного права ВЕТО во всех разнообразных формах его применения. Модель конституции социалистического общества с конституционным правом Вето для обеих ветвей власти: представительной и исполнительной получается непротиворечивой и оптимистичной». Главный же вопрос, который, по сути, старается решить Градов, вовсе не в том, сколько должно быть ветвей власти. Градов пишет: «весь ход многолетней дискуссии о причинах поражения основ и защитных механизмов реального социалистического общества, а также о возможных путях его возрождения, с устойчивой закономерностью возвращают, вновь и вновь, к проблеме взаимоотношений Советов и Коммунистической партии. Система Советов и система партийного управления государством должны быть, при обновлённом социализме, неразрывными взаимодополняющими ветвями одной целостной системы самоуправления общества». В своей модели Конституции Градов определяет, какой должна быть Коммунистическая Партия и какими должны быть Советы депутатов трудящихся; какова их роль и место в системе власти социалистического государства. Градов пишет: «Советы, представляющие и объединяющие все социальные группы населения, будут естественно планировать, и требовать по максимуму в своих интересах, абсолютизируя принципы социальной справедливости «здесь и сейчас». Естественная идеологическая неустойчивость Советов, кадровая рыхлость и полная неспособность построить жёсткую вертикаль власти, без которой страна существовать не может, не дают им право полновластия». Видимо компенсировать идеологическую неустойчивость и направленность Советов на «здесь и сейчас» и должна Коммунистическая партия, организованная для осуществления стратегической программной цели: переустройства всего общества и развитие его на пути к социализму. Вопрос разделения власти тов. Градов решает так: «Вертикаль исполнительной власти формируется партией, а система Советов формируется из числа народных депутатов». Градов пишет: «Ни Верховный Совет, ни Коммунистическая партия при социализме не могут и не должны иметь единоличную власть». Логично в этом случае предположить, что если коммунисты будут и в представительной ветви власти, и в исполнительной, то не получится того разделения ветвей власти, которые определил тов. Градов в своей Конституции. Раз Партии отведена исполнительная ветвь власти, значит, представительная ветвь власти - Советы депутатов трудящихся - должны быть свободны от коммунистов. В своей статье «Коммунистическая партия Нового типа» Градов, критикуя Боброва, пишет: «У Боброва есть аргументы главного калибра из «Конституции РСФСР 1918года», в которой было записано: «Власть должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству». Гордый таким открытием, Бобров в переписке со мной вообще был категоричен: «Власть неделима»». Далее Градов продолжает: «Но что же происходило на самом деле в ходе борьбы за социализм и при его строительстве? Волю народных масс выражают «полномочные представители». Далее в структуре Верховной представительной власти появляется такой исполнительный орган, как Совет Народных Комисаров (СНК). Согласно конституции, его «образует ВЦИК Советов», но из какого кадрового состава? Правительство нарождающейся Страны Советов целиком состояло из членов партии коммунистов-большевиков, после вооружённого мятежа партии социалистов революционеров. Вот почему было пропущено упоминание «партии», поскольку текст конституции был написан в январе, а однопартийным правительство стало в июле 1918года». Вот оказывается в чём дело! Бобров не понял Ленина. Боброва сбило с толку то, что в Конституции Ленин прописывает все детали устройства власти. Бобров подумал, что Ленин умышленно написал в Конституции, что вся власть в центре и на местах принадлежит Советам и совсем ни чего не написал в Конституции о Партии. А оказывается, Ленин пропустил упоминание о «партии», в виду очевидности, что правительство и так целиком состояло из членов партии коммунистов-большевиков. Раскрыв эту «очевидность» Градов пишет: «Но конечно, эти факты не останавливают фантазии С. Боброва, который теперь уже исторические обстоятельства оборачивает в свою пользу». Градова не смутили положения Конституции 1918 года, что вся власть в центре и на местах принадлежит Советам; что высшей властью РСФСР является Всероссийский съезд Советов; что именно Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов образует Совет Народных Комиссаров; что ВЦИК Советов вправе отменить или приостановить всякое постановление или решение Совета Народных Комиссаров; что Совет Народных Комиссаров всецело ответствен перед Всероссийским съездом Советов и Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов. Своеобразно поняв Ленина, Градов составил свою Конституцию, в которой исполнительную ветвь власти закрепил за коммунистической партией. При этом упразднил подчинение исполнительной власти Советам и, вдобавок, дал исполнительной власти право накладывать вето на решения Советов депутатов трудящихся. Но и тут ещё не всё так просто. Градов пишет: «Вертикаль исполнительной власти формируется партией, победившей на выборах, используя, прежде всего свой партийный кадровый резерв». То, что чиновничий аппарат будет формировать партия – это понятно. Но вот как понять про выборы? До этого момента мы говорили вроде об одной партии, организованной для осуществления программной цели: переустройства всего общества и развитие его на пути к социализму. Теперь получается одно из двух. Либо таких партий предполагается (допускается) несколько. Либо это подразумевает, что партия всё же одна, и она выставляет на какую-то должность несколько кандидатов (или одного кандидата) на общенародные выборы. Градов ещё предполагает часть министерств подчинить одной ветви власти, часть другой. Кроме того, в одних текстах Градова написано, что вертикаль исполнительной власти завершается Советом министров во главе с Премьер министром, в других - вертикаль исполнительной власти завершается Президентом. Градов ни чего не пишет о том, кто будет назначать руководителей предприятий, хотя из общего контекста вытекает, что это тоже будет делать исполнительная ветвь власти, т.е. коммунистическая партия. Но и эти вопросы меня сейчас особо не интересуют, и я их разбирать не буду. О том, как формируются представительные органы власти, Градов практически ничего не пишет. Градов вообще о Советах пишет гораздо меньше, чем о партии. Пока мы удовлетворимся его словами, что «организационная система Советов вплоть до Верховного Совета формируется из числа народных депутатов». Однако в текстах тов. Градова есть положения, раскрывающие место Советов народных депутатов. Градов пишет: «В своей книге «И, всё-таки, Город Солнца» и в других статьях я пытался обрисовать контуры новой политической системы обновлённого реального социализма. Так вот, в ней параллельно системе государственного управления предполагается создание полноценной столь же правомочной Системы Народного Контроля от сельского Совета до Верховного Совета включительно». Роль и место Коммунистической партии и Советов в системе власти социалистического государства, в представлениях тов. Градова, становятся всё более понятными. Управление делами находится в руках партии, а Советам отведена роль контроля с правом наложения вето на решения, принимаемые партией. Градов так и пишет: «Естественная идеологическая неустойчивость Советов, кадровая рыхлость и полная неспособность построить жёсткую вертикаль власти не дают им право полновластия. А вот для постоянного контроля над исполнительной властью, имея в руках действенное конституционное право Вето, требующее от сторон полного согласования позиций, структура Советов подходит замечательным образом». Теперь понятно, почему в своих текстах тов. Градов старается избегать словосочетания «Советская власть». О власти Советов в его концепции говорить не приходится. Все реальные рычаги управления обществом находятся у Партии. Советам отведена роль контроля над исполнительной властью. P.S. Каждый раз Градов заявляет о своём категорическом несогласии с идеей группы Боброва-Токмакова. Ну что ж, позвольте и мне заявить о категорическом несогласии с Вашей, тов. Градов, идеей. Вы, тов. Градов, в своей конструкции не только разделили ветви власти, не только обозначили два политических субъекта: Коммунистическую Партию и систему Советов депутатов трудящихся. По сути, Вы развели в разные стороны трудящихся и коммунистов. Противопоставили их друг другу. Право накладывать вето на решения друг друга, на которое Вы возлагаете свои надежды, этого противоречия не снимает. Сергей Токмаков. Спасибо Сергей Иванович, что не поленились переработать столько в основном бессодержательного материала, выискивая в нём суть позиции Градова. Единственно хотел бы заметить, что при описанной системе, реально никакого разделения властей не будет, будет диктатура партии. И ещё раз повторю, что ВЛАСТЬ НЕДЕЛИМА! Разделение властей это способ сокрытия реального субъекта власти, приём, который применяет буржуазия для сокрытия собственной диктатуры в обществе. Субъект власти всегда один. Власть это свойство субъекта подчинять других своей воле. И это свойство либо есть у субъекта, либо его нет. Власть, как и любое свойство можно приобрести, можно им обладать, можно его потерять, но невозможно обладать свойством (властью) через кого-то. Никакого разделения власти в принципе невозможно, это не более чем обман населения. Разделить можно только функции между исполнительными органами, инструментами реализации власти, инструментами находящимися реально в руках властвующего субъекта, который реально и осуществляет диктатуру в обществе. И пока существует государство это класс или, при определённых условиях, клан, хунта, партия, реальная власть всегда находится в их руках и они осуществляют свою диктатуру в обществе. Всё остальное это обман, сокрытие от глаз членов общества реального субъекта власти, которой он обладает благодаря особенностям действующей в обществе государственной демократии. Вся политическая власть в последние годы в СССР была сосредоточена в ЦК КПСС и её партийных структурах. Верховный Совет СССР и Советы на местах оставаясь в структуре государственной власти реально уступили политическую, экономическую власть партийной номенклатуре. Рабочий класс СССР таким образом был отстранен от государственной власти. Выборы в Советы носили формальный характер. Рабочий класс так же не мог влиять на политику государства через партийные комитеты по причине своего меньшинства, и засилья партийной интеллигенции возглавляющей все звенья экономики и производства. Из этого можно сделать вывод, что в новейший период истории в СССР реально не существовало советской власти. На этом фоне про буржуазными элементами занимающими высокие посты легко был совершен государственный переворот в результате которого СССР прекратил свое существование. Теория Н. Градова о построении современного коммунизма в России и предпосылки трагедии СССР удивительно схожи. Не следует тиражировать негативный опыт разрушения социализма в СССР. Только государство диктатуры пролетариата, как утверждает марксизм-ленинизм, способно до конца выполнить задачу построения коммунистического общества. Все остальные теории есть ревизионизм. а вот здесь во всем абсолютно согласен. Товарищи-граждане-господа новоявленные марксисты-коммунисты до того утонули в словоблудии и собственном самолюбовании от участия в новомодном левом движении, что от этого начинают путать берега. Очнитесь, уважаемые, в реальности для того и берут власть в свои руки и никому ее не отдают только для того, чтобы управлять обществом, массами и т.п. и т.д.согласно своему представлению о мироустройстве. И потому, согласно логике, ВЛАСТЬ ЯВЛЯЕТСЯ НЕДЕЛИМОЙ, все остальное, типа ветвей власти - простая обманка для лопухов Товарищ Токмаков, настоящая дискуссия с Вами о структуре Советской власти начнётся только тогда, когда вы с Бобровым предложите свою альтернативную модель Конституции, поскольку высказываете «категорическое несогласие» с моими предложениями. Теперь хочу Вас поправить: никакого формального отношения к ОКП я не имею, кроме публицистического отстаивания идеи объединительного и мобилизационного процесса в разрозненном коммунистическом движении. К сожалению, все мои предложения в этом направлении не только не принимались, но даже никогда не рассматривались ни руководством МОК, ни ОКП. Кстати, в отличие от меня, Вы до сих пор не рядовой в МОКе. Итак, не представляя своей обоснованной модели Советской Конституции, где должна отражаться Ваша идея полновластия Советов и где партия задвинута в идеологический тыл, Вы предлагаете мне оправдываться по пунктам. Но я начну с общего, которое Вы упорно не хотите замечать. Главная задача, которая, в любых исторических обстоятельствах всегда стоит перед структурами власти при социализме, это необходимость в реальном времени разрешать проблемы, которые постоянно воспроизводятся в повседневной жизни: между требованиями социальной справедливости (получить всё необходимое для полноценного воспроизводства жизни всех трудящихся «здесь и сейчас») и, не менее значимыми требованиями прогрессивного устойчивого развития нации при гарантированной её защите от внешних посягательств. Эту двуединую задачу управленческой системы можно назвать: разрешением «Основного противоречия социализма». Это противоречие, на самом деле, проявляет себя во всех без исключения общественно-экономических формациях, но назвать его так, а именно «основным противоречием социализма» можно потому, что только в бесклассовом обществе в условиях реального народовластия создаются условия для настоящего сознательного его раскрытия в интересах всего трудового народа. Диалектику отношений между самоуправлением коллективов трудящихся и организационной управленческой работой партии по осуществлению стратегического плана построения социализма рассмотрел ещё В.И.Ленин... Токмаков я начал писать Вам ответ, даже не обращая внимание на явно оскорбительное «провокационное» название Вашей статьи, но после дремучего «теоретического» комментария Боброва окончательно убедился, что все попытки повернуть Вас к реальным проблемам сегодняшней жизни — напрасны. Вы в своём упрямстве всё больше сами дискредитируете себя. Чего стоит Ваше: «Логично в этом случае предположить, что если коммунисты будут и в представительной власти и в исполнительной, то не получится то разделение ветвей власти, которые определил тов. Градов в своей Конституции. Раз Партии отведена исполнительная ветвь власти, значит представительная ветвь власти — Советы депутатов трудящихся — должны быть свободны от коммунистов». Это высказывание настолько вывернуто наизнанку, что лишено хоть какого-то смысла, но для Вас значимо только потому, что начинается с красивого слова «логично». Что касается Боброва, то он на глазах деградирует в откровенный анархизм, лишённый даже налёта романтики начала прошлого века. Затвердив абсолютную «неделимость власти, он с лёгкостью пишет: «И пока существует государство это класс или, при определённых условиях, клан, хунта, партия, реальная власть находится в их руках и они осуществляют свою диктатуру в обществе» То есть, Бобров, ничуть не сомневаясь, записал партию (надо полагать любую) в одну компанию с кланом и хунтой. А виновато во всём государство? О чём тогда можно с Вами говорить? Н. Градов Какой-то бессмысленный поток букафф в попытке оправдаться. Непонятно, какой конституции Вы ждете, если этот вопрос так или иначе был рассмотрен и большевиками, и левокомами, разделять Советы/Профсоюзы и коммунистов - это как раз и есть тактика анархистов, правда, только на словах, на деле у них вполне себе осуществлялся диктат анархистов (потому что в органах власти всегда господствует идея какого-то класса, независимо от желания, нежелания или уровня демократичности) через органы пролетарской демократии, как и у социалистов. Так что Ваша эмоционально-моралистское замечание, попахивающее душком брежневщины: "И пока существует государство это класс или, при определённых условиях, клан, хунта, партия, реальная власть находится в их руках и они осуществляют свою диктатуру в обществе» То есть, Бобров, ничуть не сомневаясь, записал партию (надо полагать любую) в одну компанию с кланом и хунтой. А виновато во всём государство? О чём тогда можно с Вами говорить?" не имеет никакого смысла. Партия посредством (этот вопрос хорошо рассмотрел Грамши) Советов и Профсоюзов, пролетариата (его руководящая роль прописана как в структуре Советов и Профсоюзов, так и в "ручном" доминировании посредством партии) осуществляет идейное господство, целенаправленное движение к коммунизму. Так действует любой класс, рабовладельцы, феодалы (посредством переходных демократических форм) или капиталисты, только диктатура пролетариата при н.у. становится фундаментом, где решения бытовые, действительно, принимает большинство трудящихся, а со временем, с отмиранием государства и т.п. - не понадобится вообще никакого господства, задача партии состоит как раз в обучении управлению, воздвижении фундамента и т.д., следствием чего является её "уход на пенсию", как какого-то необходимого авангардистского органа, дабы не произошла реставрация. Все эти обиды на сравнении с хунтой или кланом смешны, Ленин вообще не стеснялся сравнивать партию с олигархами и ничего. Советы/Профсоюзы, как органы самоуправления и партия - две стороны одной медали диктатуры пролетариата т.е. последовательной борьбы со старыми порядками. Нет первого - нет пролетариата, нет второго - нет диктатуры. Все остальное от лукавого, мы имеем прекрасные опыты т.н. "беспартийных Советов" (а на деле буржуазно-партийные, пусть и не напрямую т.к. это маловозможно, в следствии хаотических потрясений) и опыт диктата оторванной от трудящихся разделением труда постсталинской номенклатуры, диктата, носившего близкий к мелкобуржуазному характер и постепенно осознававшей свои буржуазные интересы. Вашу поправку в отношении ОКП принимаю. Хотя я как раз хотел выделить то, что у Вас хотя бы есть ЧТО обсуждать. Хотя обсуждать с Вами что-то весьма не просто. Вы привели мою цитату: - «Логично в этом случае предположить, что если коммунисты будут и в представительной власти и в исполнительной, то не получится то разделение ветвей власти, которые определил тов. Градов в своей Конституции. Раз Партии отведена исполнительная ветвь власти, значит представительная ветвь власти — Советы депутатов трудящихся — должны быть свободны от коммунистов». И что Вы на неё ответили? А ни чего. Вы сказали, что Это высказывание настолько вывернуто наизнанку, что лишено хоть какого-то смысла. Однако Вы не стали давать пояснения, допустимо ли в Вашей концепции чтобы коммунисты возглавляли Советы. Логика — это мыслительный инструмент (метод), позволяющий выстраивать взаимосвязанные факты и явления... Продолжите сами Ваше требование: «В Советах не должно быть коммунистов». К чему оно ведёт? И чем Ваше требование отличается от уже испытанного историей «Советы , но без коммунистов»? Тем более, что коммунист — это , прежде всего, человек, взявший себе за основу коммунистическое мировоззрение, и только затем, принимающий активное участие в социальной и политической борьбе за то, чтобы коммунистическое мировоззрение стало основой общественного сознания. Н.Градов. Проспали вы, неуважаемые граждане, 1990-е годы. Тогда чуть ли не каждый дурак сочинял конституции. Неактуальна ваша вода. Конституция нужна была РСФСР для переходного периода от буржуазного государства к социалистическому полугосударству. Принципы социалистической республики были приняты II Съездом Советов в виде декретов, в оперативном порядке. Сейчас разработки конституций и прочее словоблудие неактуальны. Учите Боевые уставы - там ни одного лишнего слова нет, и именно такими должны быть законы в советской стране. Мечтаете о казарменном милитаризме в качестве длительной формы уклада для страны? Прекрасно. Сразу видно - проникся человек духом корпоративной этики буржуазной эпохи, молодца. ТакЪ победимЪ! Не поясничайте. Ясно, что речь не о казарме, а о четкой форме изложения вместо воду словоблудия и абстракций, когда можно повернуть как угодно
Добавить комментарий
(всего 60)
Более новые ›
|