комментариев:
|
Краткое эссе о концепции «поколений» прав и свобод человека
Опубликовано:
12.10.2015 - 15:58
Корреспондент:
Тамара Геннадьевна
Тематика прав и свобод человека не потеряла своей актуальности среди политиков, юристов и иных представителей публичных профессий. О правах человека говорят в различных обществах: и не только в тех, которые привыкли дискутировать на академическом языке. На различных уровнях: на национальном, на региональном, на международном существуют различные понимания, концепции о правах человека. Однако научны из них только те, которые могут быть применимы на практике. Как говорил великий Карл Маркс, «Практика – критерий истины». Для тех, кто марксизм не разделяет или не понимает, существуют другие трактовки мысли о том, что практика первичнее, а теория должна давать человеку понимание, как можно больше приближенное к объективизации. Религиозные учения подчеркивают эту мысль, только в иносказательной форме. Иудаизм: «Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, — не бойся его» (Второзаконие, 18:22). Христианство: «15. Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. 16. По плодам их узнáете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы?» (Матфей, гл. 7). Ислам: «А когда спрашивают тебя рабы Мои обо Мне, то ведь Я — близок, отвечаю призыву зовущего, когда он позовёт Меня. Пусть же они отвечают Мне и пусть уверуют в Меня, — может быть, они пойдут прямо!» (Коран, 2:182 либо 2:186 — в зависимости от традиции нумерации стихов в главах). Научность концепций прав человека определяется применимостью философских положений в настоящей жизни: как философия отражает то, что есть на самом деле. Если этого нет, то философия является абстрактной. К абстрактной философии относятся все виды идеализма и вульгарный материализм (недиалектический). Одна из концепций, популярной в общей теории прав человека, идеологами которой выступали еще во второй половине ХХ века большинство академических философов – в том числе отечественных (Лукашева Е.А, Карташкин В.А. и другие), является концепция «поколений» прав человека. «Поколения» прав человека как концепция входят в программы для студентов: политологов, юристов и других гуманитарных направлений. Поколения прав человека – это конкретные права и свободы человека, сформированные в определенный исторический период. Концепция «поколений» прав человека – это, прежде всего, условное хронологическое деление. Согласно классическим представлениям об этой концепции, выраженным во второй половине ХХ века, существует три поколения прав человека. Первое поколение прав человека, которое включает в себя гражданские (личные) и политические права и свободы. Их возникновение исследователи-философы и правоведы связывают с итогами борьбы за независимость, проходящей в Северной Америке в XVIII в., в результате которой была принята Декларация независимости США 1776 и Конституции США 1787 г. с последующим включением в нее Билля о правах 1789 г., и с Великой Французской революцией, которая подарила человеческой истории такой значимый идеологический документ, как Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и ряд первых внутринациональных правовых актов, которые включили в себя гражданские, политические и иные права. Стоит подчеркнуть, что гражданские (личные) и политические права в полной мере могли принадлежать только гражданам-совершеннолетним мужчинам конкретного государства, в котором принят такой правовой акт. И в силу исторических сложившихся обстоятельств и материальных экономических условий иные лица не могли быть субъектами правоотношений или были ограничены в способности реализовывать свои права. Тем не менее, граждане США, Франции и иных государств, в которых происходили схожие процессы в течение XIX в., получили в результате великих преобразований юридически оформленную правоспособность (способность обладать правами) и дееспособность (способность осуществлять права и свободы, отвечать по обязательствам). Второе поколение прав человека связывают с социально-экономическими преобразованиями в начале ХХ века, и соответственно, они включают в себя права социальные, права экономические и права культурные. Социально-экономические и культурные права касаются социально-экономических условий жизни человека, определяют его положение в сфере труда, благосостояния, социальной защищенности. Целью является создание условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды. К социально-экономическим правам относятся: право на труд; право на отдых; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на достойный уровень жизни; право на охрану здоровья и другие. Культурные права гарантируют духовное развитие человека, помогают каждому индивиду стать полезным участником социального прогресса. К ним относятся: право на образование; право на доступ к культурным ценностям; право свободно участвовать в культурной жизни общества; право на творчество; право на пользование результатами научного прогресса и другие. Права второго поколения в течение ХХ века распространялись также преимущественно на внутригосударственном уровне, и полная правосубъектность была присуща преимущественно мужчинам, достигшим определенного возраста, тогда как женщины, неграждане, представители «не той расы» (например, негры в США), дети обладали в лучшем случае ограниченной дееспособностью, а в худшем – не признавались личностью вообще. Стоит учитывать еще тот факт, что эпоха Второго поколения прав характеризуется еще международной универсализацией (формальной) прав первого поколения, но тех, которые относятся к личным правам. Прежде всего, такие права затрагивают Женевские конвенции 1899 и 1907 г., Конвенция о рабстве 1926 г. и иные документы, в том числе и идеологические декларации, которые юридической силы не имели, но вобрали в себя гуманистическую концепцию того времени. Права Первого и Второго поколений не были универсальны и всеобщие, отсутствовал принцип равенства в правах и возможностях – в тех государствах, в которых актуализировались эти поколения прав. Кроме того, экономические и социальные права были востребованы и в период буржуазных революций – что можно увидеть, например, из якобинской Конституции 1793 г. Эта Конституция объявляла «естественными и неотъемлемыми правами человека» свободу, равенство, безопасность и собственность. Гарантировала свободу слова и печати, свободу вероисповеданий, свободу законодательной инициативы, свободу личности, свободу подачи петиций, право на труд и общественную помощь немощным, право на образование, право на сопротивление угнетению, право на восстание, если «правительство нарушает права народа». Требования же народов в первой половине ХХ в. также не сводились только к экономическим, социальным и культурным правам: достаточно прочесть лозунги демонстрантов – как на Востоке Европы, так и на Западе, и в США. Политических прав требовали женщины, гражданских (личных) – например, требование отмены рабства, и борьба с концлагерями, существовавшими даже до Второй Мировой войны, экономических, социальных и политических – требовали все остальные, особенно в 20-е годы ХХ века, когда начали появляться фашистские государственные системы. Третье поколение прав человека связано с эпохой антиколониальных войн в середине ХХ века. Появление третьего поколения прав человека предопределено обострением во второй половине XX в. глобальных проблем, среди которых на одно из первых мест выходит экологическая, а также вступлением наиболее развитых стран, в эпоху информатизации. Отсюда — такие права, как право на безопасную окружающую среду, право доступа к информации. Особенность третьего поколения прав заключается в том, что они являются коллективными и могут реализовываться совместно. Права всех трех поколений, на сегодняшний день, включены в Устав ООН 1945 г., в Конвенции, посвященные правам человека, в Международные Пакты 1966 года, в региональные и внутринациональные правовые акты. Но до Второй Мировой войны идеи законодателей о правах и свободах человека Первого и Второго поколений затрагивали только граждан развитых конкретных государств (и США), согласно концепции «поколений прав» человека, тогда как весь остальной мир жил в состоянии колониализма. Антиколониальные движения затронули права не только отдельной личности, а целых народов, классов, рас, национальностей. Так называемое «третье» поколение прав человека связано с глобализацией прав и свобод человека через призму национально-освободительных движений, которые ставили перед собой цель – не только освобождение от зависимости, но и построение справедливого общества, основанного на равенстве, на свободе, на социальной справедливости. Этому процессу толчком стала Великая Социалистическая революция в России 1917 г. и победа СССР во Второй Мировой войне. Социализм стал символом антифашизма, антиколониализма и символом настоящей реализации этих самых прав и свобод, о которых написано немало философских трудов и о которых говорили ораторы в предшествующей ООН Лиге Наций. Те государства, которые после Второй Мировой войны вводили в своих конституциях и законах принципы гуманизма – для своих граждан – вели ожесточенное сопротивление против национально-освободительных движений: либо непосредственно, либо спонсируя местных реакционеров (как сегодня – в Ливии, в Сирии). Сегодня говорят о четвертом и пятом поколении прав –это соматические права, различные права на гендерное самоопределение, права эмбриона и другие. Концепция «поколений» прав человека находится в отрыве от практики. Практика – это те процессы, которые происходили на протяжении двух веков, и происходят сегодня. И во время первых буржуазных преобразований в конце XVIII в., и в первой половине ХХ века, и во второй половине ХХ века запрос был одинаков: и на гражданские (личные), и на политические, и на социальные, и на экономические, и на культурные. Это подтверждает опыт европейских государств, опыт в США, опыт в странах-колониях, которые хоть и обладали разным статусом, но их народы мечтали об одном: о равенстве, о справедливости, о мире и о гуманизме. В течение двух веков менялось лишь понимание того, как этих желаний достигать. И даже сегодня равенство, справедливость, мир и гуманизм – лишь слова в декларациях, конвенциях, законах. На деле, сегодня правда у каждого народа, расы, класса, гендера – своя, поскольку абстрактные концепции, предлагаемые официальными властями, международными публичными деятелями или религиозными общинами – красивы, но неприменимы. И только научный подход - когда теория отражает практику – когда человек сможет понять настоящую сущность системы прав и свобод человека, и то, на что она влияет, и как достигать равенства, справедливости, мира и гуманизма, и как строить правовое общество – не на бумаге или на словах – а на деле. Исторический опыт есть для этого. Вывод прост: концепция «поколений» прав человека ненаучна и даже как условное деление этапов эволюции идеи о правах и свободах человека, выраженной в различных государственных и международных актах, не подходит. Автор: Тамара Геннадьевна
Добавить комментарий
(всего 2)
В России в конце XX-начале XXI вв. были открыты четвёртое и пятое поколения прав человека, о чём имеются соответствующие научные публикации (Ивентьев С.И. Четвёртое и пятое поколение прав человека//Гуманитарные науки: сборник научных трудов. Часть II. – Караганда: Издательство КарГУ. 2010. с.47-49; Ивентьев С.И. Классификация прав человека и гражданина//Казанская наука. - Казань: Изд-во Казанский Издательский Дом. N 3. 2010. с.199-203. http://zhurnal.lib.ru/editors/i/iwentxew_s_i/ ), а также принята Декларация Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека от 23.11.2010г. (Ивентьев С.И. Декларация Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека как источник права//Збiрка наукових праць. Часть 1. –Киев: НАИРН, 2010. с.60-65; http://zhurnal.lib.ru/editors/i/iwentxew_s_i/ ). "Четвёртое поколение прав человека - это духовно-нравственные права человечества". Афанасьева И. Д.СИСТЕМА ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ КАК ЭЛЕМЕНТ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ И ГОСУДАРСТВА//Материалы международной научно-практической конференции 15-16 октября 2012 года. - Пенза - Сургут - Прага: Научно-издательский центр "Социосфера", 2012. - № 34. - С.67-71.
Добавить комментарий
(всего 2)
|