Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+4
+
+

О «разменных монетах». Только факты.

Опубликовано:  27.10.2015 - 02:50
Корреспондент:  Тамара Геннадьевна

В истории ХХ века некоторые государства оказались разменной монетой для более сильных держав. «Перетягивание одеяла» между сильными экономическими лидерами – что абсолютно естественно при империализме (вышей стадии капитализма, как написано у В.И.Ленина, хотя я бы уточнила – глобального, международного капитализма), в котором идет борьба за ресурсы: природные, людские, технические и т.д.

Современные международные отношения, складывающиеся в условиях уже более развитой, а значит, более агрессивной предпринимательской, конкурирующей атмосферы, шагнули в своей эволюции, и уже характер возникающих международных конфликтов стало невозможно анализировать через парадигмы начала ХХ века. Их можно брать как отправные точки и как метод, но не более того.

Участь «разменной монеты» во второй половине ХХ века постигла народы, которые освободились от колониальной зависимости и государства которых обрели независимость и другие характеристики современного государства. Их уровни развития – в экономическом, политическом, социальном и культурном аспектах – не укладывались ни в капиталистическую систему, ни в социалистическую. Именно поэтому появились термины «ориентация на социализм» и «народное государство» среди советской научной общественности, которая предлагала варианты доктрин для взаимоотношения СССР с такими государствами. Эти термины использовались по отношению к государствам, которые пытались не входить целиком в капиталистическую систему, а развиваться с ориентированием на социализм. Но капиталистический блок развитых стран (США и государства Западной Европы) имели свои интересы – преимущественно для расширения рынков сбыта, производства и для решения международных вопросов через военное присутствие.

Военное присутствие в странах третьего мира (постколониальных государствах) было и со стороны СССР.

В итоге соперничества капиталистической и социалистической международных систем Южная Корея, Вьетнам, Афганистан, ряд стран Африки стали полем для решения международных конфликтов, что усугубило и внутригосударственные.

Сегодня социалистического блока уже нет, а международные конфликты внутригосударственного характера с международным элементом (интервенция – экономическая, политическая и другие) усугубляются. Афганистан (2001-2014), Ирак (2003-2011), Ливия (начало в 2011 г.), Сирия (начало в 2011 г.), Йемен (2014-2015) – все это звенья одной цепи. С разными особенностями и историями таких внутренних конфликтов – а в Ираке можно говорить о международном элементе – не в стиле войны с США, потому что те конфликты сложно назвать войной. Это даже по обозначениям международного права больше похоже на прямую агрессию (террор) - применение силы одним государством против территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, которое признается международным преступлением.

В современных международных отношениях существует специфика, которая не так ярко выражалась на протяжении ХХ века. Главным образом, тем, что интервенция производится сегодня, в XXI в., не государствами, а непосредственно крупными и мощными корпорациями. Международный банковский сектор, частные военные предприятия, важнейшие производственные единицы, находящиеся в странах третьего мира, но принадлежащие капиталистам крупных развитых государств – все это определяющие факторы. И государства, которые «отпустили экономику», уменьшили размер государственного вмешательства, оказались заложниками этих самых корпораций и их хозяев.

Но в сентябре-октябре 2015 внимание международной общественности сконцентрировались вокруг государства с очень древней историей – Сирии. Дамаск – один из старейших городов мира, который существует примерно с 2500 года до н.э (именно с того времени появились первые упоминания о нем). ИГИЛ, а теперь уже Исламское государство (ИГ), финансируемая частными компаниями, находящимися на территории США и стран Европы (по сути – членов НАТО), захватила почти весь Арабский Восток.

И в первых числах октября 2015 года – после проведения одного из первых заседаний юбилейной 70 сессии ГА ООН, на котором выступил Президент РФ В.В.Путин (28.09.2015) – в СМИ появились новости о том, что российские самолёты бомбят территории, на которых находится ИГ.

Реакция на эти события со стороны других государств последовала моментально: турецкие военные 10 октября сбили российский самолет, над территорией Ирака со стороны НАТО также позволено сбивать самолеты. Политики США заговорили о моральных принципах в стиле «они же дети», на Украине в Раде чуть ли не минуту молчания провели в честь «трагедии» - уничтожения баз ИГ на территории Сирии.

Интерес к Сирии не ограничен двумя силами (например, Россией и США): здесь много игроков со своими планами. Здесь территориальный интерес, дипломатический, гуманитарный, экономический – и другие. Коалиции уже качественно иные, чем во второй половине ХХ века, но Арабский Восток продолжает оставаться «разменной монетой». Потому что от итогов борьбы с ИГ будет зависеть будущее целого региона: погрязнет ли он в новом Средневековье окончательно, или ему представится исторический шанс на самостоятельное прогрессивное развитие.

Сегодня требуется свежий взгляд на развитие империализма, который подробно отразит то, что происходит. Требуется грамотная марксистская работа, избавленная от штампов и голословностей.

Добавить комментарий (всего 0)