комментариев:
|
Герой и паразитыМосковские власти решили сделать москвичам и гостям столицы приятность – подарить экскурс в историю рождественских праздников, приправленный небольшой новогодне-рождественской сувенирной коммерцией и напоминанием об ура-патриотизме в открытках периода Первой мировой войны. Выглядело всё очень красивенько – у гостиницы «Москва» огромная искусственная ёлка с игрушками, преимущественно с похожими на толстые золотые пряники государственными орлами. Вокруг – ширмочки и павильончики с сувенирами и очень дорогими заедками. На ширмочках - большие дореволюционные рождественские открытки и афишки с катанием на коньках принаряженных сытых господ, ресторанными меню, страницами модных журналов, детками-ангелочками и их восхитительно ухоженными нарядными родителями. С большого экрана у безобразного горба Охотного ряда вещали разные персонажи в режиме нон-стоп – то Михалков, то какие-то плохо загримированные под Пушкина, Александра Третьего и Столыпина... Пристегнули к рождественской дореволюционной благости и советский секулярный Новый год – были там и советские новогодние открытки, и плакатики – и периода НЭПа, и довоенные, и послевоенные, очень милые, с космонавтами, ракетами. На ширме рядом с изображениями - комментарии. И вдруг меня как обухом по голове. Открытка времени Первой мировой с лихим воякой и триколором в середине, сбоку – стихи и комментарий. Замечательные строки Мусы Джалиля:
Встал ли ты за Родину свою Герой Советского Союза, человек большого мужества и бесстрашия, он и в фашистской неволе боролся до конца, оставаясь настоящим коммунистом, верил в победу своей великой социалистической Родины. За Советскую власть он сражался дважды – комсомольцем в Гражданскую войну, против тех, кто шёл с белогвардейским триколором ; в Великую Отечественную – коммунистом, политруком – против тех , кто шёл под знаком свастики. Сражался не только оружием, но и стихами. Вот что он писал в 1919 году: «Если б саблю я взял, если б ринулся с ней, Красный флаг защищая, сметать богачей, Если б место нашлось мне в шеренге друзей, если б саблей лихой я рубил палачей, Друг – рабочий, винтовку возьми – и в поход! Жизнь отдай, если надо, за волю свою». А вот другое, 1921 года, с эпиграфом из Карла Маркса: «Умрём, не будем рабами»: «Нет, сильны мы – мы найдём дорогу, Нам ничто не преградит пути, Нас, идущих к светлой цели много, Мы туда не можем не дойти! Не страшась кровопролитной битвы, Мы пойдём, как буря напролом. Пусть кому-то быть у нас убитым, - Никому из нас не быть рабом! Волховский фронт, февраль 1942 года; до победы под Сталинградом почти год, а он пишет : «И живая надежда разбудит мильоны На великий подъём, небывалый в веках, И грядущей весны заревые знамёна Заалеют у вольных народов в руках». И вот такого человека борзописцы из интеллектуальной обслуги выставки решили приспособить к своим пропагандистским надобностям. Рассчитывали, как всегда, на глупость и невежество обывателя. На этот раз захотели восславить подвиги царского воинства в Первую мировую войну, которую они почему-то называют «великой» и давно приравняли к Великой Отечественной. Побегали по Интернету, ничего той поры сильнее строк Джалиля не нашли, и решили попользовать для своих надобностей. Я думаю, даже биографии не прочли. Даже если и прочли – их это не смутило. Ведь подмена понятий – их ремесло. И родился к стихам комментарий, что эти строки написал поэт Муса Джалиль в 1943 году, но они вполне подойдут и для войны 1914 года. Такие проделки у них сплошь и рядом. Не о них ли Муса написал в том далёком 1943 году перед тем, как погибнуть: Двуличному
Я в девяносто девяти заплатах,
* * *
Нина Нечаева |