Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+4
+
+

«Маркс жив». Отказался ли современный марксизм от диктатуры пролетариата?

ПОИСК МАТЕРИАЛОВ
Установите Flash Player и/или разрешите в браузере JavaScript, чтобы включить видео.
Опубликовано:  03.02.2016 - 09:28

Дискуссия о том, насколько актуальна постановка вопроса о диктатуре пролетариата в наши дни. В чём состоит отличие диктатуры пролетариата от диктатуры буржуазии? Как диктатура соотносится с буржуазной демократией? Возможны ли успешные пути к социализму без диктатуры пролетариата?

Эфир от 29.01.2016 г. на радио «Комсомольская правда».

Ведущий:
Александр Бузгалин, профессор, директор Института социоэкономики МФЮА.

Гость студии:
Роман Осин, преподаватель, активист РКРП.

Добавить комментарий (всего 63)   Более новые ›

"Диктатура пролетариата - устаревший термин". "Именитый" профессор имеет наглость опровергать учение о диктатуре пролетариата классиков марксизма-ленинизма. Да какой он к черту марксист. Он такой же марксист, как Зюганов - коммунист! Верит в сказку о честных выборах, когда в стране господствуют мысли господствующего класса. Вот уж не ожидали услышать такой ерунды от Бузгалина. Да после этих слов вопрос остается только один: Зачем нужны были все предыдущие передачи о Марксе, если главное в марксизме уважаемый профессор подвергает сомнению! И как в буржуазной прессе на полуслове перебивает замечательные правильные положения Осина. Позорище, другого слова нет.....

Птолемей, кто вам сказал такую глупость, что Бузгалин опровергает диктатуру пролетариата? Наоборот, цитирует Маркса и Ленина, что диктатура пролетариата неизбежна.

Дело именно в этом. Он только лишь цитирует Маркса и Ленина, что диктатура пролетариата неизбежна. Скорее всего, вам стоило бы еще раз послушать передачу. Основной лейтмотив - обелить буржуазную демократию. Его цитата: "Называть демократию большинства диктатурой было ошибкой Маркса, было ошибкой Ленина". Еще и сказку про гражданское общество в конце обронил.. Прежде чем писать, послушали бы лучше повнимательней, и за всем его словесным красноречием, которым он упивается, не давая высказаться Осину, услышали, на какой точке зрения он стоит. М.В.Попов правильно сказал про Бузгалина в одной из бесед о том, что он легальный марксист. У него марксизм, как у Струве.

Ну, справедливости ради, говорит он там об устаревании названия, а не понятия. А за развитие гражданского общества в противовес государству как орудию подавления все большевики-коммунисты выступали.

Опять же, что-то не замечал, что Попов на нелегальное положение переходить собрался. Такой же легальный профессор...

Один сказал глупость про якобы слова Попова о Бузгалине, а второй повторил. Молодцы, настоящие коммунисты, не то что профессора...

Простите, Вы каким местом передачу слушали? Речь идёт не об опровержении учения, а лишь о том, что термин выбран некорректно.

Соглажусь с Романом Осиным, а Бузгалин, я бы сказал, не марксист и не коммунист, а социалист-реформист типа сторонников Прудона. Кричит "ГУЛАГ! ГУЛАГ!" как буржуйские пропагандисты. Я считаю диктатуру пролетарита в СССР времён Ленин-Сталина правильной, только так можно прийти с справедливому обществу.

Опять же: слабо обосновать социал-реформизм Бузгалина конкретными заявлениями из его позиции, а не голословными заявлениями? И - что, ГУЛАга не было, что ли? Кто не делает выводов из анализа событий прошлого, тот хуже буржуйских пропагандистов.

"Четвертая группа критиков, атакуя проект новой Конституции, характеризует его как "сдвиг вправо", как "отказ от диктатуры пролетариата", как "ликвидацию большевистского режима". "Большевики качнулись вправо, это факт", - говорят они на разные голоса. Особенно усердствуют в этом отношении некоторые польские и отчасти американские газеты.

Что можно сказать об этих, с позволения сказать, критиках? Если расширение базы диктатуры рабочего класса и превращение диктатуры в более гибкую, стало быть, более мощную систему государственного руководства обществом трактуется ими не как усиление диктатуры рабочего класса, а как ее ослабление или даже как отказ от нее, то позволительно спросить: а знают ли вообще эти господа, что такое диктатура рабочего класса?

Если законодательное закрепление победы социализма, законодательное закрепление успехов индустриализации, коллективизации и демократизации называется у них "сдвигом вправо", то позволительно спросить: а знают ли вообще эти господа, чем отличается левое от правого?

Не может быть сомнения, что эти господа окончательно запутались в своей критике проекта Конституции и, запутавшись, перепутали правое с левым. Нельзя не вспомнить по этому случаю дворовую "девчонку" Пелагею из "Мертвых душ" Гоголя. Она, как рассказывает Гоголь, взялась как-то показать дорогу кучеру Чичикова Селифану, но, не сумев отличить правую сторону дороги от левой ее стороны, запуталась и попала в неловкое положение. Надо признать, что наши критики из польских газет, несмотря на всю их амбицию, все же недалеко ушли от уровня понимания Пелагеи, дворовой "девчонки" из "Мертвых душ". Если вспомните, кучер Селифан счел нужным отчитать Пелагею за смешение правого с левым, сказав ей: "Эх, ты, черноногая... не знаешь, где право, где лево". Мне кажется, что следовало бы так же отчитать наших незадачливых критиков, сказав им: Эх, вы, горе-критики... не знаете, где право, где лево.

Наконец, еще одна группа критиков. Если предыдущая группа обвиняет проект Конституции в отказе от диктатуры рабочего класса, то эта группа обвиняет его, наоборот, в том, что он ничего не меняет в существующем положении в СССР, что он оставляет нетронутой диктатуру рабочего класса, не допускает свободу политических партий и сохраняет в силе нынешнее руководящее положение партии коммунистов в СССР. При этом эта группа критиков считает, что отсутствие свободы партий в СССР является признаком нарушения основ демократизма.

Я должен признать, что проект новой Конституции действительно оставляет в силе режим диктатуры рабочего класса, равно как сохраняет без изменения нынешнее руководящее положение Коммунистической партии СССР. Если уважаемые критики считают это недостатком проекта Конституции, то можно только пожалеть об этом. Мы же, большевики, считаем это достоинством проекта Конституции.

Что касается свободы различных политических партий, то мы держимся здесь несколько иных взглядов. Партия есть часть класса, его передовая часть. Несколько партий, а значит и свобода партий может существовать лишь в таком обществе, где имеются антагонистические классы, интересы которых враждебны и непримиримы, где имеются, скажем, капиталисты и рабочие, помещики и крестьяне, кулаки и беднота и т.д. Но в СССР нет уже больше таких классов, как капиталисты, помещики, кулаки и т.п. В СССР имеются только два класса, рабочие и крестьяне, интересы которых не только не враждебны, а наоборот - дружественны. Стало быть, в СССР нет почвы для существования нескольких партий, а значит и для свободы этих партий. В СССР имеется почва только для одной партии - Коммунистической партии. В СССР может существовать лишь одна партия-партия коммунистов, смело и до конца защищающая интересы рабочих и крестьян. А что она неплохо защищает интересы этих классов - в этом едва ли может быть какое-либо сомнение.

Говорят о демократии. Но что такое демократия? Демократия в капиталистических странах, где имеются антагонистические классы, есть в последнем счете демократия для сильных, демократия для имущего меньшинства. Демократия в СССР, наоборот, есть демократия для трудящихся, то есть демократия для всех. Но из этого следует, что основы демократизма нарушаются не проектом новой Конституции СССР, а буржуазными конституциями. Вот почему я думаю, что Конституция СССР является единственной в мире до конца демократической конституцией.

Так обстоит дело с буржуазной критикой проекта новой Конституции СССР".

И. Сталин, О ПРОЕКТЕ КОНСТИТУЦИИ СОЮЗА ССР Доклад на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов 25 ноября 1936 года