Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+7
+
+

Поиск пролетариата в современном городе

Опубликовано:  11.02.2016 - 11:28
Корреспондент:  Николай Градов
Классификация:  Марксизм  СССР  Экономика 

Быстро пробежав глазами название, опытные комментаторы привычным жестом придвинули поближе цитатники...

Расслабьтесь, ребята, для первой беседы крылатые выражения и поговорки знаменитых политических деятелей не понадобятся. Достаточно простых житейских наблюдений, которые есть у каждого человека. Но для того, чтобы как-то настроиться, предлагаю прокрутить небольшой исторический видеоряд.

- Длинный задымлённый заводской цех. Среди нагромождения железных болванок, гудящих станков, чавкающих многотонных прессов и грохочущих механических молотов мелькают озабоченные серые лица рабочих. Временами они собираются в группы и начинают выразительно жестикулировать, как бы помогая уставшим голосам преодолеть постоянный давящий шум работающего цеха.

- Протяжный гудок. Толпа в промасленных робах, среди которых местами мелькают белые и красные женские косынки, вываливает из железных ворот завода, а навстречу ей выдвигается шеренга конной полиции. Шум, свист, топот и крупным планом - вскинутая для удара нагайка.

- Взвившееся над возмущённой толпой красное знамя, мощное, всё более расширяющееся, всё более уверенное маршевое движение рабочих. Крупный план булыжной мостовой, по которой, печатая шаг, идут колонны пролетариата, оставляя за собой сломанные нагайки, оторванные погоны городовых, обломки двуглавого царского орла и буржуйские головные уборы.

Далее картины начинают мелькать, как в современном видеоклипе.

- Из двери полуподвала выходит тощее, но гордое семейство бедняков, а навстречу ему из парадного подъезда, в шубах и пышных шапках, словно побитые псы - бывшие господа.

- Наступающие под устрашающий барабанный бой шеренги белогвардейских офицеров - и навстречу им лавина красной кавалерии.

- Потрескавшиеся от засухи поля, голодные дети, сожженные остовы вагонов на заржавленных рельсах. Пустые и тихие цеха завода.

И вновь кинокадры замедляют движение.

- Площадь перед заводскими воротами, в которые спокойной уверенной поступью вливается поток рабочих людей. Открытые светлые лица подняты навстречу солнцу, медленно всплывающему над заводскими трубами.

- Простор голубого неба, строительство многоэтажного дома на фоне дымящих труб восстановленного завода. Крупным планом статная фигура каменщика, ловко укладывающего кирпичи в растущую стену жилого многоквартирного дома. Камера переводит внимание на кран. Скользит ввысь к красному флажку, прикреплённому к стреле, вновь опускается вниз, заглядывая в глубину двора, где к подъезду уже построенного дома подъехала "полуторка" с нехитрой домашней утварью. Тут и там снуют весёлые новосёлы. Уже собирают во дворе длинный стол для праздничного коллективного долгожданного торжества: спешат женщины с тарелками простой закуски, мужчины с бутылками, не забыт гармонист и патефон. А камера уже продолжает своё движение в группе школьников, направляющихся к светлому зданию призаводской школы.

Эти до боли знакомые старшим поколениям документальные картины, увековеченные художественным советским кинематографом, были наподобие генных установок в мировоззренческом генотипе советского человека. Тем более что подобный сериал почти в деталях повторился после Великой Отечественной войны.

И вот, если аудитория, привлечённая яркими картинками, уже настроилась на разговор, я осмелюсь напрямик задать вопрос, подобный тому, что задал мальчик в фильме «Чапаев» «Петькиному беляку»: «Зачем люди на смерть идут?». Ответ мудрого казака был простым: «Каждому лучшей жизни хочется».

К сожалению, устойчивое упрощённое представление о пролетариате основывается на высказывании классиков марксизма, что «пролетариату нечего терять, кроме своих цепей». Отсюда, мол, и героическая пассионарность, и готовность идти на баррикады, вооружившись булыжниками с мостовой. Но вся история классового противостояния эксплуататоров и эксплуатируемых показала, что простые протестные выступления угнетённых (любых масштабов) были, по сути, бунтом и неизменно терпели поражения. А революции победоносно завершались лишь тогда, когда, хотя бы в общем виде, сформировалось в обществе представление о том, какой «мы наш мы новый мир построим».

Нет вреднее того нелепого утверждения, что коммунисты лишь диктовали рабочим и крестьянам их образ жизни. Да, были оборотни, залезшие в «тихоокеанские голенища», у которых жёны требовали «С эмблемами платья. Без серпа и молота не покажешься в свете!». Но для многомиллионных масс трудового народа только после социалистической революции открылась реальная возможность своими руками осуществить тот светлый образ справедливой достойной жизни, в который вложили свои вековые мечты и надежды и простые люди труда и революционные демократы, и народовольцы, и коммунисты ленинского призыва.

Свершив революцию и освободив себя от гнёта помещиков и капиталистов, рабочий класс начал строить понятный и жизненно необходимый социализм. Не где-то и когда-то, а конкретно на своём восстановленном и расширяющемся заводе, в своём призаводском жилом микрорайоне. И тот абстрактный социализм, о котором говорили коммунисты начал проявляться и становиться родным в голосах и музыке радио, в улыбках здоровых и сытых детей, уверенно идущих в свой детский сад и в свою школу, в свой рабфак и институт.

Отобрав у капиталистов средства производства, рабочие получили дополнительно к зарплате часть прибавочной стоимости и через общественные фонды потребления смогли коллективно преобразовывать своё привычное жизненное пространство: вместо бараков появились многоэтажные жилые дома, поликлиника, школа, детский сад, магазины, спортивные сооружения, клуб, библиотека, водопровод, канализация, электростанция и т.д. и т.п. В конечном итоге при заводе и фабрике сформировался настоящий социалистический «Центр жизнеустройства» (автор понятия С.Г. Кара-Мурза), реальным хозяином которого был трудовой коллектив.

Но развитие общества никогда не стоит на месте. С развитием производительных сил меняются не только производственные от ношения, но и вся социальная система «воспроизводства жизни». Мы радовались, когда появлялись всё новые и новые жилые кварталы: «1-я, 2-я, 3-я улицы Строителей». Города расширялись, и уже целые жилые микрорайоны с целым комплексом бытовых, учебных и культурных «услуг» начали строиться и удаляться от промышленных зон, неизбежно разрывая живую социальную ткань некогда целостных трудовых коллективов. Так начался необратимый процесс урбанизации.

Улучшение жилищных условий быта, увеличение разнообразия интеллектуального и культурного общения, ускоряющаяся социальная мобильность – это естественные положительные следствия урбанизации. Но такими же её неизбежными следствиями являются не только бросающаяся в глаза резко ухудшающаяся экология жизненного пространства, но и, повторяю, разрушение социальной целостности производственных коллективов, что закономерно повлияло как на индивидуальную психологию рабочих, так и на социально-психологическую атмосферу трудовых коллективов. Все те здоровые высоконравственные традиции, которые естественно складывались и поддерживались в коллективах десятилетиями, постепенно начали превращаться в формализованные «мероприятия», досаждавшие «свободному» духу независимых атомизировавшихся личностей.

И посмотрите, как резко изменилась парадигма включения разных социальных слоёв в общую жизнь общества. Если раньше в рабочих микрорайонах и, ещё более показательно, в колхозах и совхозах, скажем, учителя, врачи, работники культуры и др. были, по сути, членами трудовых коллективов, то теперь они стали просто «удовлетворять всё растущие потребности трудящихся масс. Даже появилось на некоторое время в политической терминологии совершенно бредовое название «слуги народа».

В этом и заключается главная причина, по которой был потерян активно действующий рабочий класс в СССР, а вместе с ним формула диктатуры пролетариата, потеряв социальную основу, превратилась в пустой формальный политический слоган. И до сих пор, даже после того, как первый опыт построения социалистического общества был прерван, в том числе и от усилий дезорганизованных масс трудящихся, левые теоретики и политические лидеры всё ещё продолжают искать революционный пролетариат в современном обществе по формуле эксплуатируемого класса, выведенной Марксом для XIX века.

С одной стороны, очевидно, что если существует капитал, отделённый от общества и неподконтрольный ему, то неизбежно должен быть класс эксплуатируемых, которые производят прибавочную стоимость для роскошной жизни нынешних властителей мира. То есть сущность капиталистической эксплуатации не изменилась – изменилась лишь её форма. Производство прибавочной стоимости представляет собой сегодня единый целостный системный процесс, включающий в себя предпроизводственное проектирование (от разработки научно-технической идеи до проекта системного технологического производственного процесса), само производство и реализацию произведённого продукта через потребительский рынок, монопольно (при подавленной или мифической конкуренции), или через гарантированные государственные закупки. Сегодня весь этот полный цикл оборота капитала практически находится под контролем финансовой олигархии, которая получила возможность компенсировать потери на одном из этапов усилением эксплуатации на других, оставаясь в постоянном стабильном выигрыше. Даже из неизбежных в теории и на практике кризисов капитализма извлекается вполне ощутимая для консолидированного капитала выгода.

Капиталистический мир при этом не просто глобализировался в интересах международных финансовых кланов. Он усиленно, и пока вполне успешно, создаёт вертикальные властные связи из конкретных национальных олигархических групп, неразрывно связанных с буржуазным госаппаратом и феодального типа олигархами, контролирующие свои «вотчины» в отдельных городах и регионах, пока ещё целостной страны.

Теория марксизма верна и в том основополагающем положении, что, развиваясь до своего предела, капиталистическая система порождает такой уровень производства и обобществления, за которым неизбежность её падения (коренной трансформации) становится очевидной уже для большинства трудового народа. Проблема заключается лишь в том, чтобы не только почувствовать, увидеть и осознать многочисленные признаки этого явления, но и дать научное обоснование тем организационным формам, в которых выражается уже сегодня солидарный идеологический и политический союз всех социальных слоёв трудящихся, объективно связанных в сложном системном процессе производства и воспроизводства жизни, находящегося всё ещё под контролем финансовой олигархии, но который неизбежно должен перейти под контроль обновлённой советской власти в интересах большинства трудящегося народа.

Но вернёмся в конец 1970-х годов, которые сегодня многими исследователями вполне доказательно определяются «Точкой бифуркации» в развитии реального социализма в нашей стране. Спросим по-простому: чего не хватало в «этом супе»? Хлеба и зрелищ? Банально, но факт. К сожалению, на этот простейший вариант и повелось руководство страны, при полной вдохновляющей поддержке уже фактически социально разобщённых трудящихся масс. Проявило себя коренное, неустранимое никакими экономическими достижениями противоречие между насущными жизненными потребностями любого социума и перспективными системными потребностями его целостного развития.

История однозначно показала, что такой выбор пути выхода из бифуркационного состояния не просто оказался ошибочным, но и преступным по отношению к стране и её народу. Главная ошибка заключалась уже в том, что не просто неверно определялись причины и масштаб социальных процессов, а вообще не велось никакой серьёзной научной работы по аналитическому моделированию как целостного состояния общества, так и по прогностическому проектированию его перспективного развития. Справедливости ради нужно только признать, что подобного рода работы велись, но только в пределах экономических категорий и теми группами, которые идеологически уже склонялись вправо, к рыночным буржуазным отношениям.

Но ведь теория и практика социализма изначально строилась на общесоциальных понятиях и принципах развития общества. Эти принципы подразумевают не только учёт всех без исключения факторов социальных отношений в обществе, как не уставал напоминать В.И. Ленин, но и заботу о интегративных основах социалистического бытия и базовых формах (трудовые коллективы), обеспечивающих его стабильное социалистическое прогрессивное развитие. Так, Ленин говорил об организованном рабочем классе как гаранте целенаправленных социалистических преобразований, не гнушаясь тратить свое драгоценное время первого руководителя страны на многочисленные обстоятельные выступления в рабочих коллективах. И развитие Советов он связывал «с организацией в Советы всего трудящегося населения».

Нельзя сказать, что все были слепы и равнодушны к явлениям организационной и идеологической деградации в последнее десятилетие перед контрреволюционной «перестройкой». Наоборот, реакция на случаи антисоветского поведения была достаточно бурной и даже категорической. То есть оценки давались большей частью отрицательные, а решения предлагались консервативного идеалистического характера. Так, с одной стороны, партийные идеологи ввели фактический запрет на одно время активно создававшиеся общегородские молодёжные клубы самого различного содержания, связывая их с событиями в Чехословакии. И, как бы в противовес, усилили слащавую компанию по созданию бригад, цехов и т.п. «коммунистического труда».

Понятно, что такая раздвоенность на крайности не давала возможности изучить и умно конструктивно использовать все объективно возникавшие явления, направленные на формирование целостных общегородских трудовых коллективов. Так, осталась «незамеченной» пропущенная партийным и советским руководством мимо ушей широкая прогностическая дискуссия по проблемам урбанизации, проходившая во многих центральных газетах и журналах.

А ведь решение коренное принципиальное тогда было предложено: развивающаяся общегосударственная система оптимальных целостных моногородов. Понятно было на аксиоматическом уровне, что подобная цивилизационная идея может быть осуществлена только в развитом социалистическом обществе. Но ведь это, прежде всего, доказывало цивилизационное преимущество системы социализма перед капиталистическим обществом, в котором фактически исключили из научного обращения понятие «прогрессивного социального развития» и начали всерьёз обсуждать «конец истории».

Но, несмотря на молчаливое равнодушие «теоретиков» научного коммунизма, во всём обществе, и, прежде всего, среди молодых, идея «голубых городов», построенных своими руками, что называется «с нуля» среди «нехоженой Тайги», была воспринята с небывалым энтузиазмом. И в Сибирь, на Север и на Дальний Восток устремился нескончаемый поток молодых романтиков, конечно же, не только «за туманом и за запахом тайги», и не за «длинным рублём», а за новым образом жизни, создаваемым своим умом и своими руками.

Так есть ли пролетариат в современных городах?

Рабочий класс, выросший многократно количественно, и изменившийся качественно, безусловно, есть. А вот современный пролетариат, готовый на коренные революционные социальные преобразования, может появиться только тогда, когда в порыве коллективного научного творчества силами всего коммунистического движения будет создан обновлённый Проект возрождения и дальнейшего развития социализма, базовой организационной основой которого будет общегородской трудовой советский социалистический коллектив.

Готовы на решительную борьбу и способны на победу только те, кто не только твёрдо знает, против кого и против чего нужно бороться, но и за что, за какое будущее для себя и для всего народа.

Николай Градов

Добавить комментарий (всего 16)

Для тех, кто привык вести рассуждения, опираясь на классиков марксизма, хочу напомнить основополагающее высказывание Маркса: «Философы прежде лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Этот тезис предполагает очевидный вывод: прежде чем изменять мир, нужно его, со всей научной добросовестностью, познать, выявить закономерные пути развития и сформировать прогностический проект общественных преобразований. Николай Градов.

Ну и как? Нашли пролетариат?

Я ожидал такой вопрос и название статьи специально изменил, хотя напрашивалось другое. Коммунистам, чтобы вырваться из застоя мысли и действия необходимо ещё раз размежеваться с нетерпеливыми безответственными р-революционерами, которых ничему не учит история. Эксплуатируя образ всепобеждающего пролетариата, эти капризные ребята все свои ошибки легко сваливают на пассивность народа. Это они уже 25 лет снова ищут пролетариат, которому нечего терять, и который одним своим появлением на митингах и площадях устрашит буржуазию и решит все проблемы развивающегося общества. А если ничего не получиться, то они заявят: ведь мы предупреждали, что нужна «мировая революция».

Кидаться в безрассудный кровавый бой за абстрактную «справедливость» могут только маргиналы и свидомые националисты, но они, как правило, антикоммунисты. Солидарность на борьбе с возродившемся фашизмом возможна, но она тоже плодотворна лишь до определённого предела, за которым вновь возникает вопрос. Какой социализм мы собираемся строить? Будет чёткий конструктивный ответ — будут и бойцы, и творцы, и строители. Н.Градов.

Ваши скрытые намерения в стремлении отлучить маргиналов, с назойливым утверждением научности марксизма от их безрассудной позиции кидаться в кровавый бой, за абстрактную справедливость. И выйти на нечто, которое найдет четкий и конструктивный ответ. Весьма похвально. Выдавайте его на гора. Откройте лицо истины. Иначе ставите в неловкое положение других, как вы считаете, глупых и упрямых. Меня смущает выделение вами рабочего класса из пролетариата. И что рабочий класс обладает классовыми признаками и способностью, а пролетариат нет. Но если выделять класс рабочих из класса пролетариата. То это означает применить правила правилам школьной структуры, разделив учащихся по классам хорошистов и классам двоечников. Буржуазное обществ имеет два социальных класса. Класс Буржуазии и класс пролетариата. Рабочие производств образуют группу внутри класса пролетариата и подчиняется всем его определениям и задачам. Естественно отличаясь от остальной массы большей сплоченностью, организованностью и революционностью. Что нельзя сказать о современных российских рабочих. Они дрейфуют под тем же флагом в том же направлении что и весь пролетариат. В статье настойчиво продвигается мысль о несостоятельности марксистской точки зрения по современному пролетариату которому в сравнении с ранним пролетариатом есть что терять. И это является ключевым моментом гасящим его революционную активность. В какой то мере эти обстоятельства пока работают. Но нужно понимать, что известные блага цивилизации которыми сегодня пользуется пролетариат завтра станут для него недоступны. Это уже сегодня ощущается весьма болезненно. Российский пролетариат молод, не организован, не сплочен. Избавиться от этих недостатков может. Все будет зависеть от стремления буржуазии создать для него походящие условия.

Уважаемый, Посторонний, у меня нет привычки уходить от любых, даже самых неудобных вопросов. Я попытаюсь ещё раз разъяснить свою позицию по проблеме «пролетариата». Почти 30 лет я был рабочим (плюс 24 года работал учителем). Работал на крупных заводах с многотысячным коллективом и в малых трудовых коллективах. Возглавлял бригады, работал станочником сдельно и электриком на ставке. Тоесть знаю в подробностях и условия труда и бытовую жизнь рабочих многих специальностей на различных производствах. Но никогда не слышал, чтобы кто-то кого-то называл пролетарием.

Многотомник М. Горького у меня как настольная книга, а совсем недавно перечитал ещё раз роман Золя «Жерминаль». Именно таких рабочих, как в этом романе К.Маркс называл пролетариями для того, чтобы выделить их из гораздо большего множества работников физического труда, не владеющих средствами производства. Кроме того, Маркс специально подчёркивал, что только пролетариат собранный и организованный капиталистами в производственных механизированных цехах, добывает для общества всю прибавочную стоимость, которую забирает себе капиталист. Это ограничение ему понадобилось для чистоты теоретического доказательства.

Я не экономист и могу лишь предположить, что сегодня это ограничение искажает реальность. В процесс капиталистического производства сегодня напрямую вовлечены не только рабочие, надсмотрщики и бухгалтера, как во времена Маркса, но и большое количество работников умственного труда и масса дополнительных обслуживающих процесс производства работников с тарифной заработной платой.

А если добавить, что финансовый капитал сегодня уже держит под контролем целые системные ТНК и через «независимые» национальные банки, построенные по типу американской федеральной резервной системы, контролирует целые государства, то нетрудно понять, что практически всё работающее население таких стран являются пролетариями, добывающими прибавочную стоимость для всего класса капиталистов. Тоесть процесс обобществления подошёл к своему пределу.

Второе политическое значение понятия пролетариата основано на его способности организованно противостоять капиталистам и, при определённых условиях всему классу капиталистов. В таком понимании пролетариат способен стать авангардом рабочего класса. В своей статье я пытался, основываясь на истории реального социализма в нашей стране, показать, что если организация рабочих на производстве перестаёт быть непосредственно связанной в целое с организацией быта, отдыха и коллективного усвоения культуры и т. д., то самосознание таких рабочих коллективов не будет расти выше узко профсоюзного сознания.

Отсюда вывод: для того, чтобы в условиях нынешней неизбежной урбанизации вернуть рабочим социалистические мировоззренческие принципы и политическую активность, необходимо рассматривать все рабочие и трудовые коллективы, как неотъемлемые элементы целостного городского производственного коллектива (понятно, что для мегаполисов нужны более сложные подходы). В этом направлении и нужно вести социологические исследования реальной жизни рабочего класса в целостном социуме города.

Что касается современного «пролетарского» авангарда, то пока этот вопрос остаётся открытым. Прежний пролетариат дезорганизован, а нынешний ещё только оформляется и большинство теоретиков зашоренных устаревшим содержанием понятий, пока не может помочь нам его различить. Н. Градов.

Уважаемый товарищ Градов Н. вашего личного опыта, как человека ранее непосредственного занятого в общественном социалистическом производстве для определения сути классовой оценки пролетариата не требуется. В период социализма. Когда класс буржуазии свергнут, уничтожена эксплуатация человека человеком. Но сохранились дружественные классы. Классовая структура общества изменилась на два класса. На класс рабочих и и класс крестьянства а Промежуточный социальный слой между ними интеллигенцию. По мере развития общественного производства сельского хозяйства класс крестьянства стал уменьшатся за счет увеличения рабочих сельского хозяйства. в Процессе развития культуры, науки, ростом промышленных предприятий стала увеличиваться так называемая социальная прослойка интеллигенции. Которая по своей численности значительно переросла численность класса крестьянства. Рабочий класс занятый во всех сферах производственных отношений стал видоизменяться в сторону роста квалификационных работников управляющих сложными станками и оборудованием. После реставрации капитализма прежнее классовых отношений изменилось в которых рабочий класс перешел в класс пролетариата остальные сумевшие пробраться к государственной кормушке перешли в класс буржуазии. Применять словосочетание в буржуазном обществе рабочий класс в марксизме не принято. Об этом писал К.Маркс в приведенном вами примере. Работники умственного труда занятыми в производстве не обладающие дисциплинарно управленческими функциями собственника живущими за счет продажи своей рабочей силы тогда и сейчас относились и относятся к пролетариям. Вид заработной платы не имеет значения для определения отношения к классу. Ваше выражение" Второе политическое значения понятия пролетариата..... В таком понимании пролетариат способен стать авангардом рабочего класса. Такой приоритет авангардизма пролетариата перед рабочими, тем более рабочим классом марксисизм не знает. Марксизм знает, что рабочие являются наиболее организованной, наиболее революционной частью пролетариата. Именно на эту часть пролетариата возлагается задача создание политической партии всего пролетариата. Если пролетариат намерен совершением революции идти по пути строительства коммунизма рабочие создают коммунистическую политическую партию. Которая осуществляет деятельность под контролем пролетариата и в его интересах. Программа которой должна соответствовать идеологии Манифеста Коммунистической партии 1848 года. В условиях буржуазной экономики у рабочих нет своих рабочих трудовых коллективов (это социалистическая терминология). У рабочих как и у пролетариата даже нет своего отечества.

Товарищ Посторонний, удивительно легко вы привыкли рассуждать...

Моя почти тридцатилетняя жизнь рабочего для Вас не аргумент. А вот для меня она — хорошая основа для проверки абстрактных теоретических понятий. Я написал о своей трудовой биографии для того только, чтобы объяснить свою позицию: искать различие между «пролетариатом» и «рабочим классом» сегодня, основываясь на определениях столетней давности, пустое дело. Да и заниматься с определениями можно только после глубокого изучения реальной структуры современного общества. Но это хлопотное занятие. Гораздо проще: мерить цитатами историю и современную жизнь.

Я сочувствую тем, кто мыслит цитатами, поскольку в разных источниках по разному определяется соподчинённость понятий «рабочий класс» и «пролетариат». Но, поверьте, мне это не интересно. Я для себя просто выбрал вариант, что понятие «рабочий класс» более широкое, а «пролетариат» это заводские организованные рабочие.

Что касается «революционности» пролетариата, то уже классики марксизма вычленили два фактора. Экономический, когда теоретически доказали: кто в капиталистическом производственном отношении между рабочим и капиталистом является честным тружеником, создающим прибавочную стоимость, а кто — ненасытный вор.

Второй фактор политический и возникает он из организации промышленных рабочих. Естественно, не капиталист организует рабочих в коллективы — к этому их подталкивают обстоятельства классовой борьбы.

К сожалению, между объективной организацией рабочих в производственные коллективы и их коллективным самосознанием привыкли ставить знак равенства. То есть достаточно, мол, активно поагитировать, раскрыть рабочим глаза на грабительскую суть буржуазного общества и они выйдут стройными рядами возрождать социалистические порядки. Эти заблуждения, которыми морочат головы честным коммунистам уже добрых четверть века, происходят, на мой взгляд, от поверхностного отношения к истории строительства реального социализма. А зачем изучать, если он потерпел поражение? И нетерпеливые головы зовут снова на стачки, митинги и баррикады — к методам пролетарской борьбы столетней давности.

А ведь даже теоретики до сих пор старательно обходят вопрос: почему более организованный пролетариат развитых промышленных стран не сумел совершить социалистическую революцию? Отговариваются тем, что рабочий класс был «прикормлен». Это в глобальный экономический кризис 20-х — 30-х годов? Проблема намного сложнее: рабочие запада оказались просто не способны создавать «Советы» при всей их непрекращающейся профсоюзной активности.

Настоящие Советы, как органы целостного самоуправления смогли создать только русские рабочие, у которых и в городе сохранилось устойчивое живое общинное мировоззрение. Советы принято называть формой стачечной организации, революционной политической борьбы. Но в конкретных социумах они с первых дней советской власти решали практически все вопросы жизни людей, как на производстве, так и в быту. Тоесть фактически начали формироваться на социалистических принципах общежития городские общины с центром на производстве. Аналогичный процесс проходил и при коллективизации в деревне.

Ошибка советских теоретиков и нынешних левых заключается в том, что эти сложные социальные явления принято считать естественными и неизбежными, как явления природы. Гораздо больше внимания уделялось экономическим проблемам и целостная социология социумов практически не существовала и сегодня ею не занимаются, предпочитая строить программы политических побед.

Товарищ Н. Градов. Обращаясь к Вам, как равному по жизненному и трудовому опыту. Но по глубокому убеждению стоящему на противоположных позициях. Привычка легкого рассуждения появляется не из за легкого, бездумного копирования чужих мыслей, а из за убежденности в их верности. Сочувствовать тем, кто прочно стоит на ногах исторически проверенного научного обоснованного марксизма, не стоит. Убежденность всегда связывается с личной и общественной практикой. В её формирование включаются не только личный опыт, личные масли личные эмоции и чувства. В ней практика, мысли, чувства, страдания. радость прошедших через борьбу миллионов. В ней успехи и поражения. в Ней все, что человек приобретает в течении всей сознательной жизни.

Мы с вами находимся в процессе оценки прошедших событий. Не состоявшегося в СССР социализма. Пытаемся найти причины поражения российского пролетариата по строительству коммунистического общества. В отличие от вашего инструментария основанного на личностном опыте и творческих способностях, для установления истины требуются более надежный инструмент.

Этим инструментом является марксизм. Все попытки извратить его ценность и значимость исходящие из разных побуждений называются ревизионизм. Известное выражение: "Марксизм не догма, а руководство к действию" Часто используют первую его часть. Разрывая единое целое и извращая его суть. Не смотря на личную симпатию к лицам и их искренним заблуждениям каждый марксист обязан стать на защиту марксизма от поползновений на его целостность. От кого бы оно не исходило. Этого требуют интересы класса пролетариата.

То, что предлагаете сменить местами понятий пролетариат и рабочий недопустимо. Противоречит логике. Марксизму известно что в буржуазном обществе класс пролетариата представляет всех лиц общественного производства не имеющих средств к существованию, кроме как продажи своей рабочей силы создающей прибавочною стоимость присваиваемую капиталистом. В него входят все слои и социальные группы различных сферах экономики. Из массы которых выделяется социальная группа фабрично заводских рабочих. Отличающаяся революционностью, организованностью, сплоченностью от других в силу сложившихся условий коллективного труда. Искусственно переносить условия эксплуатируемого класса из буржуазного общества в социалистическое. Перемешивая то и другое недопустимо для научно обоснованных выводов.

Отвечая на свой вопрос почему более организованный пролетариат развитых промышленных стран не сумел совершить социалистическую революцию делаете вывод: Рабочие запада оказались просто не способны создать Советы при всей непрекращающейся профсоюзной активности. Ваш вывод ошибочен. Социальные революции происходят при возникновении революционных ситуаций при которых верхи. В данном случае, верхи (буржуазия) не могут оставить прежние буржуазные отношения, а низы (пролетариат) не хотят оставлять прежние буржуазные экономические, политические отношения. Революционные ситуации в экономически развитых буржуазных стран Запада не созданы по причине способности буржуазии удовлетворять потребности современного пролетариата. Создание органов пролетарской власти в любой форме, в том числе Советов, происходит при наличии крайне обостренной классовой борьбы за государственную власть. Необходимо отметить, что непрекращающаяся профсоюзная активность не является готовностью пролетариата к революционной классовой борьбе. Это объясняется тем, что только рабочие и только объединенные в профсоюзы участвуют в экономической борьбе по защите своих трудовых прав.

Далее пишите:"Настоящие Советы, как органы целостного самоуправления смогли только русские рабочие, у которых и в городе сохранилось устойчивое живое общинное мировоззрение". Из сказанного следует, что с принятым выводом что Советы называют формой стачечной организации, революционной политической борьбы, не согласны. Вывод что общинность является главным инструментом и мотивом совершения социальных пролетарских революций и построения социализма выглядит очень мягко говоря не убедительным. Заблудились вы батенька, как говорят в тех соснах. Потому что нет у вас компаса определяющего верный вектор движения развития общества - знаний марксизма.

И на конец. Все законы материального и не материального мира, открытые человечеством считаются естественными и неизбежными поскольку человек и человечество не в силах остановить их движение. Но человечество может создавать условия для их ускорения или замедления. На что направлены усилия буржуазии и пролетариата. Чья сторона возьмет время покажет. Ясно одно. Общественно экономическая формация израсходовав все ресурсы уступит жизненное пространство другой, более прогрессивной, более справедливой, более демократичной, более жизнеспособной общественно экономической формации. В этом альтернативы коммунизму нет. Задача прогрессивного общества и каждого здравомыслящего человека создавать благоприятные условия для скорейшего и безболезненного перехода от капитализма к коммунизму.

Очень не плохой пост. Взаимосвязь пролетариата и рабочегно класса выражена правильно, в отличии от Градова, Градов грешит по отношению к логике.Верно сказано в отношении Градова "Потому что нет у вас компаса определяющего верный вектор движения развития общества - знаний марксизма".

Так сразу и «противоположные позиции» и «ревизионизм» и «незнание марксизма». И тут же идёте в наступление с цитатой: «марксизм не догма, а руководство к действию». А не Вам ли нужно задуматься над её смыслом?

Я рабочий и меня не так легко смутить красивыми фразами — не позволит мой опыт. Кроме того, у меня высшее образование и большой опыт интеллектуального творческого труда. Так что мне известна и обще научная методология и методология марксизма. ( только не кричите «Караул!» те, кто узрит кощунственным такое словесное разделение). И я сумел их применить к анализу советского периода в истории нашей страны.

Вас не привлекает результат моего анализа? Предложите свой — с выводами и конструктивными предложениями. А вообще, если мне не изменяет память, у нас с Вами уже была краткая дискуссия по поводу другой моей статьи. Она тоже ни к чему не привела, поэтому предлагаю удовлетвориться уже высказанным друг другу. Н.Градов.

На вопрос есть ли российский пролетариат в современных производственных, капиталистических отношениях? Николай Градов ответил да. Другого ответа просто не может быть. Второй вопрос о готовности пролетариата вести решительную борьбу и способен ли он одержать победу? Видимо да но только тогда, когда пролетариат будет твердо знать, против кого и против чего нужно бороться и за какое будущее для себя и всего народа. Вопрос не праздный. Ответ на который призван обеспечить дальнейшую эффективность освободительного движения от эксплуатации и гнета российский пролетариат и беднейшие слои населения в современных условиях. Для того чтобы приблизиться к ответу, целесообразно вернуться к годам становления социализма в России, создания государства диктатуры пролетариата и роли его в переходный период от капитализма к коммунизму.

Обратимся к историческим правовым документам. Конституция РСФСР 1925 года. Регламентирует строительство государство диктатуры пролетариата. Конституция РСФСР 1937 года. Упраздняет государство диктатуры пролетариата. Провозглашает общенародное государство рабочих, крестьян и интеллигенции. Упразднение государства диктатуры пролетариата в переходный период от капитализма к коммунизму. Является грубым нарушением установки марксизма. ( К.Маркс *Критика Готской программы), В.И. Ульянов (Ленин) "Государство и революция". О обязательности государства диктатуры пролетариата в переходный период от капитализма к коммунизму. Задачами государства и общества социализма переходного периода от капитализма к социализму: уничтожение эксплуатации человека человеком, создание материально технической базы коммунизма, воспитание коммунистического сознания членов общества. В силу упразднения государства диктатуры пролетариата. СССР не мог выполнить задачи переходного периода и построения коммунистического общества. СССР не мог выполнить задачу воспитания коммунистического сознания у членов общества. Этот факт реализовался возвращением буржуазного сознания и реставрацией капитализма в СССР 1991 году. Романтизм раннего социализма ттронсформировался прагматизмом мутированного капитализма.

В условиях незаконченного перехода общества от феодализма к капитализму. От февральской буржуазной революции к октябрьской социалистической революции. Российский пролетариат 1917-1937 года в отличие от пролетариата Европы того же периода сильно отличался мало численностью и не достаточной степенью зрелости. Огромную авторитетную роль в революции и строительстве государства играли вожди и революционеры. По этой причине легко, с небольшими жертвами репрессированных членов РСДРП (б) в дальнейшем, КПСС, был совершен про буржуазный гос переворот. Который де факто 1937 года завершился де юр ро 1991 года. Улучшения социально бытовых условий в СССР считалось выполнение задач поставленных социализмом. Попытки построения коммунистического общества принятые программой КПСС 1961 года были обречены на поражение в связи с невыполненными задачами воспитания коммунистического сознания членов социалистического общества. С приходом Л.И. Брежнева социалистическое общество под руководством ЦК КПСС взяло прямой курс на реставрацию капитализма. В этих исторических условиях рабочий класс СССР утратил революционность, организованность и другие черты классовости пролетариата. После прошедших событий, российскому пролетариату следует заново учиться классовой само организованности, сплоченности, революционности. Что потребует определенного времени и получения опыта. На сегодняшний день пролетариат не отвечает требованиям революционного класса. Российский пролетариат не является вождем мирового пролетариата. Ему, по ленински, придется учиться, учиться и ще раз учиться классовой борьбе. Как в дальнейшем будут развиваться события покажет время.

"Мы ны зло всем буржуям мировой пожар раздуем"- лозунг раннего социализма, воплощал идею перманентной мировой социалистической (коммунистической) революции. Известно, мир не стоит на месте. Он стремительно развивается. Развивается капитализм. Развивается рабочий класс и коммунизм. Коммунизм развивается в сознании эксплуатируемых и угнетенных. По классическому марксизму, при наличии материально технической базы которую создало развитое капиталистическое общество, достаточно коммунистического сознания масс определяющего как и с кем бороться, при наличии конечное цели борьбы за коммунизм; реальные условия совершения мировой коммунистической революции.

Красиво написал Градов, живенько, но на вопрос кто ткой пролетариат и чем он отличается от рабочего класса не ответил.

Как говорится в известном анекдоте, ищет не там, где потерял, а там, где светло. Выйдите в 6 часов к заводам Красный Октябрь, ЛМЗ, ЛОМО, Северная верфь, Арсенал, Балтийский завод, Северная заря, Кировский завод и найдете искомое. А если хотите увидеть настоящих лидеров рабочего движения - обратите внимание на Российский комитет рабочих. А что до проекта, так у нас есть не просто проект, а Программа - Программа Федерации профсоюзов России "Задачи коллективных действий". Просто бери и действуй, поначалу в рамках хотя бы своего трудового коллектива.