Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+8
+
+

Р. Осин: марксистская концепция отчуждения и современность

ПОИСК МАТЕРИАЛОВ
Установите Flash Player и/или разрешите в браузере JavaScript, чтобы включить видео.
Опубликовано:  28.04.2016 - 18:00
Классификация:  Мозаика  Москва  РОТ Фронт  РКРП  Россия 

Лекция зам. руководителя Идеологической комиссии МК РКРП-КПСС Романа Осина на тему «Марксистская концепция отчуждения и современность» в рамках молодёжного клуба «Политпросвет» 29 марта 2016 года. В докладе уделяется внимание не только социально-классовой, но и технико-технологической стороне отчуждения.

Добавить комментарий (всего 14)

Представлять дело так, будто марксизм является какой-то схоластикой, - вот действительный смысл подобных лекций.

Отрицание трудовой теории стоимости, стало быть, отрицание собственно экономического учения Маркс, - вот действительный смысл болтовни о "технико-технологической стороне отчуждения"

Короче, лектор, что делать сегодня, оставлять всё как есть или поднимать людей на уничтожение капитализма, т.е. уничтожение частной собственности на землю, средства производства и банки?

Ответ для Рафик Кулиев.

Извините, что вмешиваюсь, хотя я не лектор. Вы выдвигаете альтернативу "оставлять всё как есть или поднимать людей на уничтожение капитализма", но есть и третий вариант, созидательный: выстраивать параллельно свою систему, и теоретически, и практически. Как и было в 1917 - Советы, двоевластие, передача власти. Имхо.

Никакого созидательного выстраивания своей параллельной системы не было в 1917 году. А создалось не зависимо от воли и сознания людей, общественных классов, политических партий двоевластие.

"Это чрезвычайно своеобразное, невиданное в такой форме в истории, обстоятельство создало переплетение вместе, воедино двух диктатур: диктатуры буржуазии (ибо правительство Львова и К есть диктатура, т.е. власть, опирающаяся не на закон и не на предварительное выражение народной воли, а на захват силою, причём захват этот осуществлён определённым классом, именно: буржуазией) и диктатуру пролетариата и крестьянства (Совет рабочих и солдатских депутатов).

Короче, записной бот diano, прежде чем революционно созидать, надо революционно разрушить. И тут есть только один путь, указанный Лениным: "возбуждать, «встряхивать» народ, а не усыплять его шовинизмом, как делают это Плеханов, Аксельрод, Каутский), «использовать» кризис для «ускорения» краха капитализма, руководствоваться примерами Коммуны и октября-декабря 1905 года. Неисполнение современными партиями этой своей обязанности и есть измена, их политическая смерть, их отречение от своей роли, перехода на сторону буржуазии". (В. Ленин, Крах II Интернационала)

В чем конкретно отрицание трудовой теории стоимости? В лекции речь идет не о присвоении прибавочной стоимости, а об отчуждении, которое связано не только с капиталистической эксплуатацией. Соответственно и показано, что кроме отчуждения, вытекающего из непосредственно присвоения прибавочной стоимости, отчуждение может быть следствием и недостаточных технико-технологических предпосылок перехода к новому обществу, широкого распространения тяжелого ручного труда и пр. Это не отрицает того, что капиталистическая эксплуатация является основным источником и причиной отчуждения на данном этапе развития. А следовательно, никто не собирается отрицать необходимость борьбы с капитализмом, с эксплуатацией и частной собственностью. Как раз в лекции я и говорил, что именно подъем на борьбу с капитализмом это первый шаг на пути преодоления отчуждения, другое дело, что в целом отчуждение преодолевается в процессе множества таких этапов, продолжает сохраняться в ограниченном виде при социализме и полностью снимается лишь в высшей фазе коммунизма.

Р. Осин, беда твоя в том, что ты не читал Маркса. Если бы ты его читал, ты убедился в том, что просто пытаешься болтовнёй об ОТЖУДЕНИИ ТРУДА, подменить "Капитал" Маркса его ранней, - незрелой и поэтому немарксистской, по собственному признанию Маркса, - работой "Философско-экономические рукописи 1843-1843 годов".

С другой стороны, твоя болтовня о ручном труде и недостаточных "технико-технологических" предпосылок есть повторение пошлятины меньшевиков, вроде Рязанова и его современных последователей, которые до сих пор утверждают, что Октябрьская революция 1917 года была ошибкой, ибо, видите ли, производительные силы российского общества к тому времени не созрели.

Короче, Р. Осин, чтобы не попадать в смешное положение, почитай у Маркса эволюцию политической экономии от её научности до грязной апологетике капитализма у катедер-профессоров, вроде профессора Рошера.

Так что же делать: восстать и свергнуть власть капитала или дожидаться пока производительные силы созреют?

Что за работа такая – "Философско-экономические рукописи"? И где именно (укажи, пожалуйста, источник) Маркс признаёт её «немарксистской»?

В моём комментарии допущены ошибки. Это видно даже невооружённым глазом. На самом деле речь идёт о ранней работе Маркса, которую он написал тогда, когда ещё не был марксистом. Эта работа была написано Марксом в 1844 году в Париже и называется "Экономико-философские рукописи", поэтому её называют ещё и "Парижскими рукописями". Эту работу можно найти в 42 томе сочинений Маркса и Энгельса.

Что же касается того, что Маркс признаёт её немарксистской, об этом он говорит в своих гениальных "Экономических рукописях 1857 - 1859 г.г., где он впервые создаёт теорию заработной платы, которую не смогла решить школа Рикардо, поэтому она не смогла довести до ума трудовую теорию стоимости. Это сделал Маркс.

Собственно марксистская политическая экономия была создана Марксом только в 1859 году. И именно с этого времени Маркс становится марксистом. На эту тему можно ещё почитать предисловие Энгельса к работе Маркса "Наёмный труд и капитал", составленный из лекций Маркса, которые он читал в 1847 году в Немецком рабочем обществе в Брюсселе.

Роману Осину!

На мое разумение содержание лекции не в полной мере отвечает ее заглавию «Марксистская концепция отчуждения и современность».

В принципе сделана попытка на определенном уровне раскрыть сущность категории «отчуждение» и это в определенной мере достигнуто. Но ведь заглавие обещало раскрыть марксистскую концепцию отчуждения, да еще с надлежащей характеристикой современности, однако в лекции это не раскрыто.

Что такое ОТЧУЖДЕНИЕ? В классическом понимании это философско-социологическая категория, которая отражает преобразование в классово-антагонистических формациях деятельность людей и их результатов в самостоятельную, чуждую и господствующую над ними силу. Да, существует ряд видов категории «отчуждение», однако их основание марксизм-ленинизм усматривает в отчуждении труда. Поскольку труд представляет основание и способ бытия общественного человека, а продуктом труда является очеловечивание природы, то отчуждение их выражает также отчуждение от человека его человеческой общественной сущности и природы. В области общественных отношений отчуждение находит свое выражение в овеществлении отношений между людьми путем применения товарного обмена и денег. В сфере духовной культуры отчуждение выявляется в создании ошибочного общественного сознания (например, религии), стереотипов несамостоятельного мышления, фальшивых духовных ценностей и др.

Почему я решил выступить по данной теме?

С двух причин: 1) во-первых, меня не удовлетворяет, как не раз замечалось и ранее, очень поверхностный критический выпад известного на сайте участника дискуссий Р.Кулиева, что не способствует плодотворному воздействию на положительный почин автора лекции; во-вторых, уважаемый лектор Роман Осин в данной теме упустил важнейший момент – прокомментировать категорию «отчуждение» с позиции научных трудов известного в кругах РКРП ученого В.Я.Ельмеева, что очень важно применительно к РКРП.

В своей монографии «Социальная экономия труда: общие основы политической экономии» В.Я.Ельмеев раскрыл категории труда и собственности в отношениях: 1) тождество (единство) труда и собственности; 2) отчуждение труда от собственности; 3) воссоединен6ие труда и собственности.

По этому поводу он писал:

=== Отчуждению труда от собственности и его подчинению капиталу в историческом развитии противостоит новое воссоединение труда и собственности, которое в литературе получило название ТРЕЬЕГО закона движения отношений собственности.

Этот закон, по мнению Е.Е.Тарандо, предполагает восстановление функционирования ПЕРВЫОНАЧАЛЬНОГО закона, но оно происходит в других общественно-экономических условиях и на основе более развитого общественного производства с учетом того потенциала, который был наработан на этапе функционирования отчужденной собственности.

Если исторически первый закон собственности предполагает собственность на свой труд в условиях общинного или натурального хозяйства (обобществленного производства), второй закон – собственность на чужой труд – в условиях развитого товарного производства, то третий закон – в условиях обобществленного производства и совместного труда, превращения средств производства и земли в достояние вех членов общества. Если первому закону собственности соответствует закон присвоения через свой труд как первоначальный способ присвоения, второму – через присвоение чужого труда и обращение стоимостей, то третий закон собственности в масштабах общества, распределение и обмен потребительных стоимостей по условиям потребления.

Становление данного закона осуществляется как естественноисторическое отрицание нетрудовой частной собственности и замена ее общественным присвоением средств производства и общественного продукта. Этот процесс выражает связь общественных условий и предпосылок движения труда как источника общественного богатства с общественными условиями и предпосылками присвоения результатов труда, т.е. такие изменения производства, которые не только определяют его эволюцию от общественного к обобществленному, но и означает преодоление форм частной собственности предыдущего этапа хозяйствования (Тарандо Е.Е. Труд и собственность: диалектика развития. СПб., 2003. С. 118-119).

…Предпосылкой устранения отчуждения труда от собственности является прежде всего установление собственности коллективного труда на объективные условия труда – орудия и предмет труда, что позволяет носителю труда быть собственником своего продукта. Тем самым снимается исходный пункт отчуждения труда – его отчуждение от своего продукта. Сами работники, будучи собственниками средств производства, должны быть таковыми и по отношению ко всему продукту своего собственного труда.

Поскольку речь идет о коллективной (общественной) собственности на весь продукт, то собственники ДОЛЖНЫ его делить между собой и ПОДЕЛИТЬСЯ с обществом. Возникает проблема взаимосвязи собственности каждого и собственности всех. В первом случае речь идет о восстановлении индивидуальной собственности на продукт, но не индивидуального, а коллективного труда, причем труда в РАЗВИТОЙ форме. На какой основе это может произойти? Нужна ли для этого собственность работника на свою рабочую силу, чтобы ее не продавать, то хотя бы сдавать внаем? Или достаточно быть собственником средств производства? В свое время К.Марксом был раскритикован тезис относительно положения «о неурезанном трудовом доходе» Ф.Лассаля: «доход от труда принадлежит в неурезанном виде и на равных правах всем членам общества».

К.Маркс утверждал, что на самом деле коллективный совокупный общественный продукт, прежде чем дело дойдет до деления между индивидуальными производителями, урезается. От него уходят его части: на возмещение потребленных средств производства, на расширение производства, на страховой фонд и т.д.

Из-за того, что индивидуальная собственность на оставшуюся часть предметов потребления К.Марксом поставлена в конец этого процесса деления продукта, нельзя было делать вывода об отсутствии собственности каждого члена общества на весь исходный общественный продукт, который если принадлежит всем, то якобы никому отдельно не достается. Поэтому вроде бы действительной является только индивидуальная собственность. Такой вывод нельзя признать правомерным. Дело в том, что общая собственность предполагает, что весь общественный продукт труда самого начала принадлежит всем членам общества и только они, а не какой-либо бюрократический орган выделяет из общего продукта соответствующие части на разные нужды общества, причем в первую очередь на удовлетворение своих потребностей и на свое развитие, чтобы могли жить и продолжать трудовую деятельность.

В условиях воссоединения совместного труда с коллективной собственностью отпадает необходимость в собственности работника на свою рабочую силу как условие для приобретения индивидуальной собственности. Кто владеет объективными условиями труда, т.е. средствами производства, тот не нуждается в собственности на свою рабочую силу.

…Итак, отвечая на поставленный вопрос, необходимо в заключение сказать следующее: альтернатива в моделях собственности существует лишь между собственностью, основанной на своем труде, и собственностью, основанной на чужом труде. Нельзя отрицать того, чтобы каждый стал собственником, но не собственником за счет чужого, наемного труда, за счет эксплуатации другого человека. Общество призвано на деле воссоединить личность и собственность, восстановить индивидуальную, личную и в этом смысле свою собственность каждого на самой широкой основе – на базе обобществленного, коллективного труда всего общества. Человек должен быть собственником в трех лицах, в трояком отношении. Во-первых, каждый должен быть собственником как индивид, носитель непосредственной индивидуальной собственности на продукт своего труда. Индивидуальная собственность такого рода может основываться не только на частной собственности на средства производства, но и на общей, коллективной собственности. В этом случае восстановляется индивидуальная собственность, но не как частная собственность, а как собственность индивида на базе кооперации и общего ВЛАДЕНИЯ землей и произведенными трудом средствами производства. Эта база, с одной стороны, позволяет часть произведенных общим трудом общества предметов превратить в личную собственность каждого и в этом смысле их индивилизировать, сделать достоянием каждого работника, его индивидуальной собственностью. Кроме того, с другой стороны, посредством этой формы собственности присваивается труд в виде той части продукта, которая необходима не для коллективного, совместного потребления, а для индивидуального потребления. (Это - та часть продукта, которая, входя в состав индивидуально потребляемых предметов, должна соответствовать объему потребления, допустимому наличной производительной силой труда, и одновременно обеспечивать развитие индивидуальности).

Можно ли данную задачу в наше время выполнить посредством индивидуальной (частной) собственности, основанной на собственном индивидуальном труде? Практика показывает, что этого сделать нельзя.

Частная собственность на средства производства и землю, даже если она базируется на собственном индивидуальном труде и оправдывается обществом, в современных условиях исключает возможность использования громадных сил всеразвивающегося обобществления труда и производства, которые не могут принадлежать отдельному работнику – носителю обособленного труда и обособленной собственности. В этом случае он лишается могучих потенций современной кооперации труда, без которых невозможно достигнуть нормального развития личности работника (С.286 – 314).===

ВЫВОДЫ: В современного коммуниста должно выработаться осмысление философских и экономических категорий на уровне достижений научной мысли с учетом опыта построения коммунистического общества в прошлом. Без такого научного багажа не просто активизировать борьбу трудящихся за возврат на путь коммунистического строительства. К сожалению, ни старшее поколение, ни проявляющие себя молодые поколения еще не достаточно уделяют этому вопросу внимание, в результате доказательная база в идейной борьбе еще «не добирает» своей высоты в утверждении истины.

Дополнение к предыдущему комментарию (допущена неполнота цитаты из монографии В.Я.Ельмеева).

=== Во-вторых, каждый кроме собственности на продукт своего индивидуального труда должен иметь в собственности средства и продукт совместного труда, поскольку он является членом определенного трудового коллектива. По отношению к средствам производства член коллектива выступает их совладельцем и одновременно их производительным потребителем. Функция владения ими и использования их в труде дают ему основание претендовать на часть прибавочного коллективного продукта и реализовать его как индивидуальную собственность в личном потреблении посредством отчуждения этого продукта или же получать услуги коллективного пользования, например услугами заводской поликлиники, дома отдыха и т.д. В итоге члены коллектива присваивают часть коллективного дохода в качестве собственников (совладельцев средств производства), поскольку основные и оборотные средства могут быть продуктом труда других поколений и рабочих других предприятий.

В третьих, каждый труженик выступает собственником принадлежащих всему обществу, всему народу средств производства, земли и других форм богатства. Основанием для реализации общенародной собственности как собственности каждого, т.е. для ее персонификации, служит опять-таки то, что эти средства производства являются условиями, используемыми членами общества в их производстве, т.е. они относятся к ним как им принадлежащим и используемым ими в их трудовой деятельности. Вместе с тем индивидуализация общей собственности в виде общих средств производства не предполагает их отчуждения отдельными работниками. В то же время отношение отдельного члена общества к общим условиям своей деятельности не может не входить в структуру общей собственности. Всякое отдельное так или иначе включается в общее, предполагает это общее как свою основу. Поэтому общая собственность может и должна реализоваться как собственность каждого, как общественно-индивидуальная собственность. Конечным звеном этой реализации выступает потребление части общественного продукта каждым членом общества.

В итоге, трудящий человек, чтобы посредством распределения и потребления реализовать себя как собственника во всех трех измерениях, должен: а) как индивид – получать доход от применяемого им индивидуального труда, присваивая ЧАСТЬ продукта своего труда; б) как член коллектива – присваивать ЧАСТЬ коллективного дохода на основе производительного использования средств производства и совместного владения ими; в) как член общества – присваивать ДОЛЮ национального дохода на основе того, что он участвует в его создании и является владельцем общенародного достояния. Его доход, следовательно, складывается с учетом его собственности на все факторы производства и основывается на общественном труде как источнике доходов, а не ограничивается только заработной платой наемного рабочего, равной стоимости лишь необходимой части его продукта и эквивалентной стоимости сдаваемой им внаем рабочей силы (С.315-316).===

Интересная лекция!

Во только хочется отметить, что вопрос отчуждения не полностью раскрыт. Для понимания отчуждения как такового необходимо понять откуда оно берётся вообще и здесь необходимо начать с самого начала.

Всякий труд это процесс который имеет свою цель, когда мы даем себе труд по добыванию яблока с дерева мы таким образом удовлетворяем собственные потребности, мы жаждем яблока или допустим мы заставляем себя добыть яблоко для любимой женщины. И в первом и во втором случае мы взяли на себя труд по удовлетворению потребностей конкретного лица либо себя любимых либо наших любимых. То есть в данном случае цель труда как говориться на лицо, данный труд не является абстрактным, он конкретен.

Зайдём с другой стороны, в лесу мы решили нарвать яблок для своей семьи, ну и для обмена вдруг повезёт и кому нибудь удастся впарить яблок за какое нибудь добро. В данном случае труд не имеет конкретной цели и представляет из себя труд абстрактный. Ну не будет желающих обменять яблоки на нужное мне добро, что я с этими, не нужными мне яблоками сделаю?

Сам съем?

Вряд ли!

Возникла ситуация, отчуждения труда без эксплуататора и без капиталиста.

Капиталиста нет, а отчуждение есть!

Таким образом, труд не имеющий конечной цели становиться абстрактным не завершённым. То есть мы сами добровольно отчуждаем собственный труд, просто так от нечего делать. И яблоки будучи не реализованными отправляются в канаву. Наш собственный труд нам же и не нужен!

И какова его ценность с нашей собственной точки зрения?

Ноль!

Он ничего не стоит, даже мы сами этот труд отправляем в канаву.

Интересный вопрос если мы добровольно отчуждаем собственный труд, в пользу непонятно кого, с неясной возможностью его реализации, как быстро найдутся умники желающие нажиться на таком абстрактном, добровольно отчуждённом труде?

Отчуждение труда возникает как следствие абстрактного добровольно отчуждаемого труда, а именно труда для продажи чего либо. Капитализм доводит это наше первоначальное самоотчуждение собственного труда, до его логического завершения, превращения труда в товар.

Отсутствие цели труда, его абстрактность, и добровольное его отчуждение, изначально добровольное, при капитализме становиться принудительным за плату. Разве может такой труд приносить удовлетворение, отсюда и всё остальное как следствие.

Как видите отчуждение не есть порождение капитализма, это капитализм результат добровольного отчуждения собственного труда изначально.

Технологии и пр. особенности развития производственных отношений не влияют на само отчуждение. Преодоление первоначального отчуждения труда, порождаемого товарной экономикой, преодоление абстрактного труда, основная задача при построении коммунизма в первоначальный его период, период социализма.

"Отсутствие цели труда, его абстрактность, и добровольное его отчуждение, изначально добровольное, при капитализме становиться принудительным за плату. Разве может такой труд приносить удовлетворение, отсюда и всё остальное как следствие".

Труд всегда есть целенаправленная деятельность. И никакого добровольного отчуждения труда в пользу другого человека нет и быть не может. Только зависимое положение непосредственного производителя от собственника средств производств и вызывает отчуждение труда. Или, может быть, сегодня больше половины дорогих россиян добровольно отчуждают олигархам львиную долю продукта своего труда за еду?

Отчужденный труд означает, что продукт труда принадлежит не самому производителю, а собственнику средств производства.

Вообще когда читаешь Маркса, никогда не надо забывать, что понятия политической экономии - это не вещи, а отношения между людьми.

Ну вот Вы сами то прочитайте что написали.

Вы не опровергли написанного мною, а лишь подтвердили мою мысль.

05.05.2016 - 02:12 Романов Е А - "...при капитализме становиться принудительным за плату."

Товар и порождает отчуждение изначально, а товарные отношения были ещё во времена царя Гороха. Капитализм в одном из определений превращает труд в товар поскольку, только товар "рабочая сила" в состоянии приносить больше чем все остальные товары.

Марксизм наука, а не политология - болтология, выражаясь точнее.

Ответ Роману Осину.

Комментарий Василия-1 в основном предвосхитил то, что я хотела сказать, в части собственности. А именно, что отчуждение нельзя рассматривать без присвоения, это две стороны одной медали. Присвоение может быть частное, в том числе единоличное и коллективное, а если коллектив расширяется до границ всего общества, то - общественное. Тут можно расширять границы коллектива до всего человечества, вплоть до учёта интересов следующих поколений. Вспомню и замечание Попова М.В. о том, что если хотя бы один человек исключён из общества, а общество присвоило себе нечто, то для данного человека возникает отчуждение, ибо он пребывает за рамками коллектива-собственника или коллективного собственника.

Присвоение может происходить как объективно - в отношении территорий, ресурсов, недр, продуктов труда, так и субъективно - в трудовом смысле. Только в отношении труда я бы рассматривала не совсем процесс труда, а то обстоятельство, считает ли свою трудовую задачу сотрудник своей задачей или отстраняется от неё и работает по принуждению, дабы получить об общества средства к существованию и не умереть с голоду. Простые примеры. Врач скорой помощи, если он присваивает себе трудовую задачу и расценивает свои обязанности как общественно значимые, то независимо от маленькой зарплаты выполняет их максимально добросовестно, в противном случае, когда врач субъективно отстраняется, чувствует отчуждение, то работает равнодушно, а если нет риска жалоб, то спокойно допускает халатность. Можно ответственного и безответственного дворника так же рассмотреть. Можно так же рассмотреть рабочих старшего поколения, которые сохранили уникальные, скажем токарно-слесарные, навыки и чувствуют свою значимость в процессе производства - они не чувствуют в полной мере трудового отчуждения.

В СССР трудящиеся были отчуждены от процесса управления, а управление было присвоено прослойкой профессиональных управленцев. И всё это вопреки ленинским заветам. Но начало процессу отчуждения от управления было положено при слиянии фабзавкомов и профсоюзов, см. статью http://dilettant-ka.livejournal.com/14073.html

Коллективное присвоение неких предметов означает, что процессы пользования, распоряжения, ремонта и пр. происходят согласованно, по определённым правилам, возможно с назначением от коллектива дежурных, оперативных управленцев и т.п. Модель семьи и, допустим, владения квартирой или частным домом, даёт неплохое представление о том, как коллективная семейная собственность предусматривает внутри себя выделенную личную собственность, скажем, комната ребёнка, спальня родителей, комната бабушки и пр. Либералы, кстати, считают коллективную собственность отчуждённой от себя лично, вплоть до того, особенно упёртые либералы и семейные владения ощущают как обременение по сравнению с единоличным распоряжением, см. дискуссию по заметке про эксплуатацию в СССР: http://worldcrisis.ru/crisis/2101060

В комплексном рассмотрении отчуждения и присвоения, а не в однобоком анализе только отчуждения, я вижу необходимость много чего обсудить. Как-то так.

И ещё один момент я забыла упомянуть в предыдущем своём комментарии. Господствующие классы понимали, что существует отчуждение эксплуатируемых и делали разного рода попытки смягчить отчуждение к своей выгоде, если не объективно, то хотя бы субъективно. Вспомним, например, домашнюю прислугу из рабов, нянек из крепостных крестьян, которых господа порой включали в некие дополнительные члены семьи. При капитализме выделение акций компании заслуженным сотрудникам - тоже попытка частичного снятия отчуждения, причём объективная. А в субъективном смысле психологическому снятию отчуждения призвана служить корпоративная культура. Вопрос о корпоративизме недавно поднял Борис Юлин в видео http://www.youtube.com/watch?v=j-hq6VGUIso Думаю, стоит обратить внимание, что корпоративизм по сути - это идея фашистского государства, спущенная на уровень капиталистических предприятий, идея единения хозяев и работников, чтобы работники считали бизнес как бы своим и трудились ответственно.