Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+7
+
+

Если у молодежи есть высокие идеалы… БАМ и комсомол

Опубликовано:  02.11.2018 - 23:25
Классификация:  СССР 

Фидель Кастро Рус, легендарный команданте, лидер кубинской революции, в своих «Размышлениях» писал: «Мир сейчас вступил в очень особый период, и еще надо посмотреть, как он из него выйдет. Нужно что-то делать для спасения человечества! Но если нас подведут молодые, все рухнет… Я марксист-ленинец, и я останусь им до скончания своих дней. Капитализм отвратителен. Он несет лишь войну, лицемерие и соперничество.

Я всегда считал себя счастливым человеком, хотя бы потому, что я нашел подходящую для себя политическую теорию, попал в водоворот кубинского политического кризиса и открыл для себя марксизм. Все это — как заблудиться в лесу и вдруг найти карту».

О конце капитализма весьма определено высказал The New Times свои соображения известный американский социолог Иммануил Валлерстайн: «Капитализм находится в нокауте, он умирает. И главный вопрос сегодняшнего дня состоит не в том, выживет он или нет, а в том, что придет ему на смену. Сегодня "большая восьмерка" ничего не значит, а "двадцатка" и подавно. Их решения не оказывают никакого влияния на экономическую ситуацию в мире. Все, что они обсуждают и принимают на этих встречах, предназначено для прессы. Это чистой воды показуха».

Всё так, как и предвидели основоположники научного коммунизма: капитализм не вечен; это лишь предыстория человечества, будущее за коммунизмом. И в этой ситуации, когда капитализм пришел к своему полному разложению, как никогда актуально всё то ценное, что было достигнуто Советским Союзом, другими социалистическими странами.

Вот одна из таких славных страниц из нашей истории – о комсомольцах-строителях Байкало-Амурской магистрали (БАМ), их энтузиазме.

Если у молодежи есть высокие идеалы и если ей дать настоящее дело, то её молодая энергия, энтузиазм могут принести огромную пользу и самим ребятам, и всему обществу. Так было. По случаю 90-летия комсомола в Набережных Челнах проходил слет участников Всесоюзных ударных комсомольских строек. Было это 24 октября 2008 года. Владимир Зуев, комсомолец шестидесятых из Краматорска, выступая на слете, сказал: «Комсомольцев можно было встретить на самых решающих участках социалистического строительства. Их молодая энергия и напор, их смелость и инициатива, их стойкость помогали преодолевать трудности, сметать препятствия на пути к намеченной цели. По призыву партии сотни тысяч комсомольцев отправлялись на Дальний Восток, в сибирскую тайгу, на Украину, на Волгу строить гигантские заводы и электростанции, новые угольные шахты. Энтузиазм молодежи, который свойственен ей по самой природе, кое-кто назвал потом «эксплуатацией» энтузиазма. Наверное, в этом есть доля истины. Ведь все семьдесят лет существования советского государства, — усилия огромной страны направлялись на достижение Великой цели. И эта цель была ясна и понятна каждому — построение бесклассового общества, в котором все люди равны, где действует основной принцип: «От каждого по способности — каждому по потребностям!» Мы строили коммунизм. И не беда комсомола, что «цель» не была достигнута. Она никуда не исчезла, просто в буржуазном обществе, в котором мы все сейчас живем за суетой повседневных проблем, связанных, в основном, с выживанием простого человека, великая цель скрылась за облаками, чтобы со временем снова засиять на горизонте. И мы верим, что идеи и дела комсомола еще будут призваны из нашего великого прошлого. Рожденный Октябрем, комсомол собрал лучшую часть молодежи страны — тех, кто верил в светлое будущее человечества, кто готов был жизнь отдать за народное счастье («Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать...»). В этом и проявилась уникальность Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза молодежи. Парни и девушки с комсомольскими значками на груди всегда устремлялись на передовую: защищать страну и поднимать целину, строить и совершать трудовые подвиги в цехах и на поле. Не за деньги и почести, а потому, что так надо Родине. А от советского комсомола осталось многое и вполне конкретное. Остались города и поселки, заводы и фабрики, дороги и мосты. Осталась добрая память о тех, кто работал в комсомоле. И все это богатство создавал комсомол, которому нынче 90! С праздником, дорогие товарищи! Будьте вечно молодыми!»

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) — легендарная стройка века. Строители БАМа, тогда молодые ребята и девчата, вспоминают 1974 год, когда они, одержимые романтикой, жаждой трудиться, обживать таежные края, отправились на комсомольскую стройку. Им предстояло не только проложить рельсы Байкало-Амурской магистрали, но и заселить суровые сибирские земли. Воспоминания строителей БАМа — ценнейшее документальное свидетельство подлинных событий того времени.

«Стать бамовцем считалось честью, — вспоминает участник тех событий Ф. Ходаковский, Герой Социалистического Труда. — В комсомольских комитетах отбоя не было от желающих отправиться на комсомольскую стройку. Была, конечно, и материальная заинтересованность. Зарплата начислялась с коэффициентом 1,7. За три года работы бамовец мог получить легковую машину. А если в семье двое работали на строительстве магистрали, то каждый из них при желании получал по автомобилю. Только подавляющее большинство ехало на БАМ не ради длинного рубля. Трудились люди с большой душой, с энтузиазмом, с мыслью о будущем. Время такое было. Этого не отнимешь. Условия на стройке нелегкие. Зимой — мороз до сорока градусов и ниже. Летом — жара и гнус, осень-весна — слякоть. Но ехали. Потому что строили не для олигархов, а для страны, для народа, для себя. На БАМ ехали и юные комсомольцы, и опытные специалисты Украины, Белоруссии, Молдавии, Прибалтики, Грузии, Туркмении. Все республики оставили после себя замечательные станции и поселки. К счастью, они сохранились. Проехаться по тем местам равносильно возвращению в Союз. Крупнейшую станцию Ургал строила Украина, станцию Муякан — Белоруссия, Уоян — Литва. Кичеру — Эстония, Таюру — Армения, Улькан — Азербайджан, Солони — таджики, Алонку — молдаване. Тынду, столицу БАМа, строили москвичи. Позже поселки превращались в города. Руководство страны придавало очень большое значение этой стройке. Общая протяженность БАМа вместе с соединительными линиями Абакан — Тайшет, Тайшет — Лена, Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань — 5100 км.

Всесоюзная ударно-комсомольская стройка имела мировое значение, — продолжает Ф. Ходаковский. — Она была спроектирована самыми передовыми методами, связана с современными конструкциями, мостами, тоннелями, земляным полотном, прекраснейшими поселками, замечательными станциями. В 1989 году был подписан акт о вводе основной железнодорожной линии. Дальше масса бамовцев должна была ехать на стройку веток на Якутск и другие направления. Да где там…

Начались 90-е, годы разрухи. В советское время страна развивалась. А тут все остановилось. Куда деваться сотням тысяч строителей, железнодорожников, механизаторов? Работы не стало. Многие поселки перестали отапливаться, обеспечиваться электроэнергией. Местные власти враз отвернулись от этих забот. Советские времена закончились. Люди стали разъезжаться кто куда — кто в челноки, кто — на рудники. Поселки стали разрушаться. Сколько их, опустевших, прекратило свое существование, не знаю. Но были и не сдающиеся. Они остались в тех краях, выстояли, и они твердо знают, что их труд был не напрасным. Всего за несколько лет, по мнению специалистов, из Сибири и Дальнего Востока уехало до 3 млн. человек. Многие покидали ставшие родными края с тяжелым сердцем. Приходилось расставаться с мечтой. Планам Советской власти — обжить таежные просторы — не дано было сбыться.

БАМ был подвергнут гнусному очернению. И, как теперь понятно, все готовилось задолго и исподволь. Вспоминается такой эпизод из бамовской жизни: Приехала как-то группа французских журналистов. Захотели на нашу стройку посмотреть. Я в то время был управляющим трестом Нижнеангарскстрой. Это на Байкале. У нас уже было уложено почти 70 процентов железнодорожного пути. Укладкой занималась бригада Александра Бондаря, будущего Героя Социалистического Труда. Французы говорят: «Провезите нас по железнодорожной магистрали». Мы согласились. Сопровождать их отправился мой заместитель Фролов Анатолий Николаевич. После он мне с удивлением рассказывал: как проедем 20–30 км, так французы просят меня остановить поезд. Останавливаемся. Они выскакивают, один бежит в одну сторону от железной дороги, другой — в другую. Проехали еще 30 км — французы опять с фотоаппаратами выскакивают, разбегаются. Так они бегали до самого конца железнодорожного пути. Потом Фролов их спросил, что они фотографировали и что хотели в тайге увидеть. Они ответили, что, по их информации, по обе стороны Байкало-Амурской магистрали тянутся заграждения из колючей проволоки, что строят все заключенные под конвоем вооруженной охраны. И искали французы эту колючую проволоку, чтобы заснять для своих газет. Не повезло этим репортерам. Проволоки нигде не было. Строился БАМ силой энтузиастов, добровольцев, приехавших осваивать сибирские просторы. Но мы тогда уже подумали, какая грязная пропаганда ведется против нашей стройки. Западу БАМ — кость в горле.

После 1991 года БАМу досталось не меньше, чем Советской власти и компартии с комсомолом. Не от французских и не чьих-либо забугорных, а от доморощенных крикунов. С первых дней ельцинского правления БАМ высмеивался российской демпрессой как никому не нужная, расточительная «стройка века». Чужой заказ, с которым не справились французы, лихо исполнили падкие на наживу наши же, сменившие политическую ориентацию журналисты, рыночные экономисты, правозащитники и прочие перестройщики. Хотя многие из них знали, как было на самом деле». (Советская Россия, 22.05. 2008)

Писатель А. Кабаков: «Про БАМ писать тошнило. Большую часть жизни я прожил в бессознательном состоянии», — сказал он в телепередаче «В главной роли у Юлиана Макарова» (ТВ. «Культура», 14.01.2010).

Журналисты придумали для Байкало-Амурской дороги ярлык «Дорога в никуда», и сделали из БАМа символ эпохи застоя. Однако сегодня все больший интерес к региону БАМ, богатому ценными природными ресурсами, стали проявлять коммерческие структуры. Специалисты отмечают, что иностранные притязания на добычу полезных ископаемых в России очевидны и будут усиливаться.

В 2009 г. 25 марта российское телевидение показало документальный фильм «Легенды БАМа». Этот фильм позволяет нам увидеть прекрасные, сосредоточенные лица этих ребят, занятых созидательным трудом. Невозможно себе представить, чтобы кто-нибудь из них «баловался» наркотой, алкоголем. Коллективный труд на общую пользу формировал настоящих людей. «На БАМе никто никого не бросал, всегда помогут», — комментировал кадры из фильма Н. Калягин. Он весь путь прошел, перевозил тяжелую технику. «18-летние парни в невероятных условиях делали такое большое дело, — говорит строитель БАМа Нечипарюк. — Адская работа, туман, по три месяца солнца не видишь, налядь. Строили бешеными темпами. Работали с новейшей импортной техникой. Вначале в домах из срубов жили по 25-30 человек. Об уединении трудно мечтать». Ольга Фурс: «На стройку приехала с мужем, военным строителем. Чувствовала себя так, как будто муж не в прицеп, а во дворце меня поселил. Были молодые, счастливые».

Но больше всего мне запомнились в этом фильме дети строителей БАМа. Стайка школьников, бегущих после уроков домой — веселая, дружная, полная радости, движения, увлеченности какими-то своими интересными делами. Опрятные, в школьной форме девочки с бантиками, в каждом движении ребят бьющая через край радость. Константин Ковалев вспоминает: «На БАМ меня привезли родители ребенком в 1974 г. БАМ — огромный, грохочущий, всеобщий. Детство было счастливым, наполненным чувством общего дела, которое делали наши родители. Мама работала. Отец постоянно был на работе. Мы росли вместе с городом».

Когда бамовцев спросили: «Какое у вас было общество — социалистическое или капиталистическое?», они ответили: «У нас было человеческое общество». Многие из тогдашних комсомольцев и сейчас не жалеют о проведенных на строительстве магистрали годах, вспоминая их как один из лучших периодов своей жизни.

Тема строительства Байкало-Амурской магистрали поднимает много вопросов. Гигантские масштабы этой стройки, выполненной в кратчайшие сроки, опровергают утверждения, что плановая экономика привела страну в тупик, что советское общество не жизнеспособно, и, будто бы, Советский Союз был обречен. Байкало-Амурская магистраль пересекает одиннадцать полноводных рек и семь горных хребтов, районы вечной мерзлоты, высокой сейсмичности. Пробито восемь тоннелей, в том числе крупнейший в России Северо-Муйский, построено 142 моста. Можно ли все это было преодолеть с застойной экономикой?

1989 год. Победа строителей БАМа, подписан акт Государственной комиссии о приемке в постоянную эксплуатацию последних перегонов железной дороги. По БАМу пошли поезда. И тот же, 1989, — падение Берлинской стены, а вслед за этим исчезает с карты мира такое государство как Советский Союз (1991 г.) и всё мировое социалистическое содружество. Те, кто вел холодную войну, добились своей цели.

Нередко еще и сейчас, по прошествии стольких лет, можно услышать, что СССР распался сам, без какого-либо вмешательства извне, обнаружив тем самым несостоятельность социализма перед более совершенным строем — капитализмом. «Я не верю в теорию заговора» — так говорят те, кто придерживается такой точки зрения. Вероятно, в этой связи стоит напомнить некоторые высказывания западных государственных деятелей и политиков. Бывший государственный секретарь США Дж. Бейкер: «Мы истратили триллионы долларов за сорок лет, чтобы оформить победу в холодной войне против России». Директор Центра политики и безопасности Ф. Гафней: «Победа США в холодной войне была результатом целенаправленной, планомерной и многосторонней стратегии США, направленной на сокрушение Советского Союза. Билл Клинтон, экс-президент США: «Мы добились того, что собирался сделать президент Трумэн с Советским Союзом посредством атомной бомбы. Правда, с одним существенным отличием: мы получили сырьевой придаток, не разрушенное атомом государство, которое было бы нелегко создавать». Секретарь Трехсторонней комиссии Збигнев Бжезинский: «Россия - побежденная держава. Она проиграла титаническую борьбу… Сейчас не надо подпитывать иллюзии о великодержавности России. Нужно отбить охоту к такому образу мыслей... Россия будет раздробленной и под опекой».

Судя по всему, многие представители российской творческой интеллигенции мало озабочены судьбой страны, так же как в свое время не были озабочены судьбой Советского Союза. Вместе с тем представители мировой общественности приходят к пониманию того, что «ликвидационная политика» администраций Рейгана и Буша-старшего в отношении СССР была ошибочной». Казалось бы, мировое общественное мнение по отношению к СССР как к «империи зла» обработано. Но вдруг в телевизионной программе «Момент истины» (ТВЦ) мы видим и слышим далекого от коммунистических взглядов известного французского политика Ле Пена: «Может быть, вы не поверите, — сказал он, — но все просвещенные люди жалеют о Советском Союзе, о Брежневе, была стабильность, были великие люди и великие идеи».

Человек советской цивилизации вошел в историю. Формировались люди совершенно особого склада, не «мелкие души», а альтруисты, коллективисты, социально активные, воодушевленные высокой целью - построение справедливого общества на Земле. Такие люди могли бы спасти человечество, оказавшееся в тупике.

Татьяна Сидорова, социолог

(подробнее см. в книге Т.Н. Сидорова «Беспризорные дети в России и в мире. Взгляд социолога». М., Лазурь, 2010. — 392 с.

Добавить комментарий (всего 0)