комментариев:
|
ТекумзеУстановите Flash Player и/или разрешите в браузере JavaScript, чтобы включить видео.
Опубликовано:
23.11.2011 - 10:57
Классификация:
Кино
Северная Америка, начало XIX столетия. Белые перешли к новой тактике изгнания индейцев с их исконных земель. Теперь они заключают с ними договоры о покупке земли и заставляют их переселяться в бесплодные западные области. Самый ненасытный из белых - губернатор Индианы Гаррисон. Чтобы положить конец его проискам, вождь племени шауни Текумзе пытается объединить индейцев. Ему удается создать племенной союз, который объявил индейские земли общинной собственностью, не подлежащей продаже. Вождей, нарушивших это постановление, убивали. В 1811 году Гаррисон нападает на лагерь сторонников Текумзе, воспользовавшись его отсутствием. Оставшиеся в живых бегут в Канаду и участвуют на стороне англичан в так называемой "второй войне за независимость". Однако, проиграв войну, англичане бросают индейцев на произвол судьбы и обрекают их на разгром американцами.
Режиссер: Ганс Кратцерт ГДР / Югославия, 1972 г.
Добавить комментарий
(всего 3)
1) "Почему ты американских индейцев уважаешь, а народам Идель-Урала сывырынытт (суверенитет) дать не хочешь?" - спросил меня знакомый в 1990 году, когда мы, несколько человек, обсуждали данный фильм в связи с его повторным показом по местному ТВ. Несколько ошарашенный таким поворотом разговора, я пожал плечами и, помнится, сказал, что янки и индейцы представляли собой два абсолютно разных мира, существовавшие рядом, но отдельно друг от друга, в Татарстане же (хотя был употреблён термин "Идель-Урал", речь шла всецело о Татарстане - в Чувашии политиков с мировоззрением Ф. Байрамовой не было тогда, нет, кажется и сейчас) сильнейшее этническое перемешивание, происходящее совершенно естественным путём. Пытаться превратить Татарстан в какое-то Лесото внутри ЮАР, о чём мечтал мой собеседник - безумие, чистое безумие! "Ну и что-же, что интернациональных браков много - всё равно свободу надо всем (народам) дать, а там уж решат кто как дальше." В общем, каждый остался при своём мнении. Естественно, ни он, ни я не предполагали, во что выродится в самом скором времени "свобода народов" - например, в Молдавии - и кто на ней погреет руки. Вышецитированное "Сахаровско - Боннеровское" мнение ("свободу независимой Якутии!", "свободу независимой Башкирии!" и т. д.) никуда не делось, оно просто ушло в подполье в связи с временной стабилизацией ситуации буржуазным режимом В. В. Путина. Поэтому утверждение последнего ([1]) "сегодня все признают и правильно делают, что необходимо соблюдать территориальную целостность России и не оказывают официальной поддержки сепаратистам", на мой взгляд, излишне оптимистично. Но попытки противопоставить ему какие-то резкие телодвижения в плане искусственно форсированного восстановления Союза -уж тем более бесперспективны. 2) Этот фильм особенно интересно смотреть сразу после откровенно коммерческого волапюка про Виннету (ФРГ, 1964 - где-то на данном сайте). "Два мира - два Шапиро!" - глупейшие игры наряженных в индейцев и солдат США актёров - там, и довольно серьёзное воспроизведение Истории - здесь. В частности, хотя психологической глубиной не блещет и фильм ГДР, его финал просто берёт за душу. Однако "хороший" не означает "исчерпывающе правдивый". Упрямые факты свидетельствуют - с пленными американцами в ходе войны 1812 - 1814 годов отнюдь не всегда поступали так благородно, как там, где присутствовал Текумсе. После одного из сражений краснокожие здорово порезали янки при полном попустительстве (невмешательстве) британских офицеров. Насколько мне известно, этот факт послужил одним из поводов для начала геноцида индейцев - той трагедии, которая разыгралась в США после подписания мира и ухода англичан. 3) Весьма спорен, по моему, тезис "о равной ответственности" сторон за развязывание англо-американской войны, выдвинутый в советской историографии. Бритты вели много бандитских войн, но эта ... Янки же ударили с максимальным вероломством - в момент, когда британская армия была задействована в войнах с Наполеоном (100 лет спустя, в 1916 году, так-же поступят ирландцы). Англичане просто обязаны были ответить так, чтобы мало не показалось, хотя, естественно, без индейских зверств. Тем более, что изгнание лоялистов из США делало довольно мрачными перспективы и для канадцев в случае продвижения американской армии на север дальше от границ 1783 года. Разумеется, официальная точка зрения пиндосов, вроде бы преподаваемая в США в средних школах, что война 1812 - 1814 годов, была, де, продолжением войны за независимость, заслуживает упоминания только как пример наглости империалистов. 4) К образу симпатичного француза, мелькнувшего в нескольких эпизодах. "Французы - вояжёры исследовали не только большую часть территории Северной Америки, после 1783 года они застолбили притязания Британии на весь северо-западный хинтерланд от Великих озёр до Тихого океана. Когда в XIX столетии поток переселенцев выплеснулся на американский средний запад, канадский запад был бы несомненно занят ими и объявлен территорией США, если бы не право на первооткрывательство, которое уважалось американцами. Одиночные поселения канадцев были разбросаны до Тихого океана и над всеми этими территориями развевался британский флаг." ([1] Н. Геворкян и др. "От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным.", М: "Вагриус", 2000, стр. 136. [2] Х. Макленнан "7 рек Канады", М: "Мысль", 1990, стр. 60) P.S.Заповеди Текумсе (mesoamerika.ru): "Живите так, чтобы страх смерти не трогал ваши сердца. Уважайте взгляды других людей, но требуйте от них того же. Любите жизнь , совершенствуйте свою жизнь и украшайте ее для себя и своих близких. Постарайтесь прожить долго, и как можно дольше служите своему народу. Готовьтесь с честью встретить тот день, когда вступите на Великое Перепутье. Всегда оказывайте знаки уважения, встречая друга или даже незнакомца, даже если некому оценить их. Уважайте всех, но не унижайтесь ни перед кем. Когда вы просыпаетесь утром, поблагодарите за пищу, кров, просто за радость жизни; если вам благодарить не за что, виноваты в этом только вы сами. Не судите и не клевещите ни на кого и ни на что - это обращает мудреца в глупца. Когда придет время оставить этот мир, не бойтесь, не уподобляйтесь тем, кто тогда молит об отсрочке и обещает загладить грехи свои. Спойте свою песню смерти и отойдите, как герой". P.P.S. ЭТО было есть и будет и это не основание для агрессии, но всё-же для объективности - "Е.Б.Черняк - 5 СТОЛЕТИЙ ТАЙНОЙ ВОЙНЫ", М: "МО", 1972: "После 1783 одной из главных форм продолжавшегося вмешательства Великобритании в дела США стала активность британской секретной службы. Руководство ею было возложено на разведчика Д.Беквита, за годы войны создавшего агентурную сеть и ставшего английским резидентом в Нью-Йорке. В 1787 г., он завязал связь с министром финансов Александром Гамильтоном, придерживавшимся монархических убеждений. За тем стояли круги плантаторов, заинтересованные в тесных экономических связях с Англией. Министр стал британским агентом "№7" по терминологии Беквита. Он выдал англичанам ряд гос.секретов и занимался компроментацией неугодных Лондону амер. дипломатов. После того, как новый гос. секретарь Т.Джефферсон стал догадываться о связях Гамильтона и Беквита, последнего заменили на офиц. дип. представителя Д.Хаммонда, также установившего контакт с "№7". Во многом из-за Гамильтона не удавалось добиться эвакуации английских войск, остававшихся на территории страны.-- Британские разведчики ещё долго орудовали в США, поощряя англофилов и сепаратистов в разных штатах. Особенную активность они проявляли накануне Англо-Американской войны. Роль Гамильтона в их деятельности только в 1964г. выяснил историк Д.П.Бойд." Поучительный фрагмент, показывающий, на что способна "пятая колонна". Можно сказать: "Но ведь эти плантаторы являлись как бы "партией мира". Они белые и пушистые." Да, это так. Они были белые и пушистые - по отношению к другим белым (не очень пушистым). Выступая за мир с Англией, они вели фактическую, необъявленную войну ... с Африкой. Эпилог. Ч. Диккенс, "Американские заметки" - гл. XII. "Мы отплыли из Цинциннати в Сент-Луис в 11 утра на почтовом пакетботе. Среди обычной унылой толпы пассажиров находился замечательно красивый человек лет 40 с небольшим, как мне показалось. У него были длинные чёрные волосы, орлиный нос, широкие скулы, смуглая кожа и очень блестящие, черные пронзительные глаза. Это был Питчлин, вождь племени Чокто и я имел удовольствие долго беседовать с ним. Одет он был в наш обычный костюм, который свободно и с необыкновенным изяществом сидел на его стройной фигуре. Он превосходно говорил по английски, хотя изучать язык начал уже взрослым юношей. Он прочёл много книг, любимыми из которых стали поэмы Вальтера Скотта Когда я высказал сожаление, что вижу его не в национальном костюме, он на мнгновение вскинул вверх правую руку, словно потрясая томагавком, и, опустив её ответил, что его племя утеряло уже многое поважнее одежды, а скоро, видимо исчезнет с лица Земли. Вождь возвращался домой после 17 месяцев переговоров в Вашингтоне между его племенем и правительством САСШ, и переговоры - сказал он грустно - не пришли к благополучному завершению, "да наверное и не придут никогда". "Что могут сделать несколько индейских делегатов против белых, которые так опытны в бизнесе?" Моему новому знакомому очень хотелось, чтобы я поехал с ним и стал охотиться на бизонов - после этого я смог бы обрисовать краснокожих "хорошо, как мистер Купер". ... К настоящему времени (1842 г. - С_С_Н) в живых осталось 20000 чокто и число их, сказал он, уменьшается с каждым годом. Некоторые вожди стали цивилизованными людьми - это было для них единственной возможностью существовать. Но таких немного, остальные живут как жили. Он задержался на этой теме и несколько раз повторил, что если они не постараются ассимилироваться со своими покорителями, то будут сметены прогрессом. Вождь сказал, что ему очень хотелось бы на своём веку побывать в Англии. И когда мы, прощаясь, пожимали друг другу руки, я ответил, что могу обещать - там примут его тепло и доброжелательно. Моё заверение было ему явно приятно, но он заметил - улыбаясь и лукаво покачивая головой, - что англичане очень любили краснокожих в те времена, когда в них нуждались, но не слишком-то беспокоились о них потом. ..."
Добавить комментарий
(всего 3)
|