комментариев:
|
Проблемы реализации свободы совести в вооруженных силах РФ
Опубликовано:
17.07.2012 - 22:40
Классификация:
Россия
Религия и общество
«Лишь правильное мышление есть знание и познание предмета, и поэтому наше познание должно быть научным» -Г.В. Гегель «Философия права». Будучи доцентом кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия ВС РФ» - правопреемника легендарных Военной академии имени М. В. Фрунзе, Военной академии бронетанковых войск имени Р. Я. Малиновского, Высших офицерских курсов «Выстрел» имени Б.М. Шапошникова, и многих других прославленных военных ВУЗов, я могу свидетельствовать, что заявленная тема конференции для Вооруженных Сил Российской Федерации является очень актуальной. Прежде всего, потому, что учреждение института военных священников очевидным образом нарушает принципы светскости государства, свободы совести и вероисповедания, которые, как известно, лежат в основе конституционного устройства России. По роду своей деятельности я отвечаю за подготовку слушателей из России и стран ближнего и дальнего зарубежья по всем правовым дисциплинам ведущего военного центра Сухопутных войск. В том числе и высококвалифицированных специалистов с высшим военным образованием, то есть тех, которые обладают всеми практическими навыками, необходимыми для эффективного применения правовых норм и воспитания у военнослужащих глубокого уважения к праву, понимания ими необходимости строгого соблюдения и исполнения правовых предписаний, формируя и развивая у всех категорий военнослужащих высокие личностные качества и воспитывая их в духе дружбы ко всем представителям народов Российской Федерации, уважения их истории, традиций и обычаев. Казалось бы, причем здесь священнослужители? К сожалению, проблема внедрения в армию этого контингента создает очень серьезные проблемы для перспектив позитивного развития общества и государства. Главная опасность введения в штаты воинских частей священнослужителей в том, что клерикализация армии и флота нарушает основополагающие принципы самой концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Согласно этим принципам в процессе информационно-воспитательной работы требуется установить, в какой степени удается сформировать у обучаемых научное мировоззрение, убеждения, представления, моральные нормы и принципы поведения (приложение № 3 к приказу Министра обороны РФ 2004 года № 70). Вероятно, здесь излишне разъяснять, что научное мировоззрение в процессе воспитания военнослужащих и является тем универсальным концептом, которому отвечают и на котором базируются все проявления общественной, политической, экономической и культурной жизни нашего светского конституционного государства. Тем не менее, показательный в своей реакционности священнослужитель, глава одного из Синодальных отделов РПЦ МП Всеволод Чаплин рекомендует прямо противоположное: «Надо, наконец, развенчать химеру так называемого научного мировоззрения»[i]. Насколько известно, священнослужители его ранга являются в церковных кругах своеобразным эталоном, на который следует равняться остальным. Надо полагать, что это касается и тех священнослужителей, которые направляются в Вооруженные Силы. Поэтому, мне бы хотелось именно этой квалифицированной аудитории высказать некоторые собственные мысли по поводу того, что могло привести к такому абсурду, что способствовало клерикализации армии и флота. Прошу не считать мое выступление попыткой «сведения счетов» с церковниками «атеиста-нехристя». В данном случае я отталкиваюсь не от своего отношения к религии, а от конкретных фактов – деятельности общественной организации, образованной в отличие от многих других на религиозной основе. Проблема, на мой взгляд, гораздо глубже, чем кажется это многим нашим соотечественникам. Поэтому считаю себя не вправе не привлечь внимание общественности к тем деструктивным процессам, которые захватили сегодня Вооруженные силы. К той беде, которая пришла в наш общий для верующих и неверующих дом. Имя этой беды – клерикализация. Для сегодняшнего этапа военного строительства в нашей стране характерно возрастание роли гуманизации, сущность которой состоит в заботе об обеспечении жизни человека как главного субъекта возможной вооруженной борьбы. В заботе о воспроизводстве его природно-биологических и духовных сил, о создании благоприятных условий для жизни человека в системе военно-социальных отношений[ii]. Социальные процессы, происходящие в военной организации государства, как объект государственного воздействия требуют новых способов – и институтов управления, и правового регулирования, и совершенствования организации воспитательной работы. Совершенно естественно, что мы все любим нашу Родину и хотим видеть ее благополучной и, в том числе, сильной и защищенной. У нас, военнослужащих, тоже другой Родины нет. Поэтому, когда политики с помощью клерикалов под предлогом «реформ» пытаются превратить армию, стоящую на ее защите, в духовно-мировоззренческое «средневековое болото», мы отдаем себе отчет в том, что происходит и чем это чревато. В последние годы об опасениях такого рода очень много говорилось и писалось в СМИ, поэтому нет необходимости повторяться. Сегодня беда пришла, и требуется уже диагностировать заболевание российской армии. То, что мне неоднократно приходилось определять это «заболевание» клерикализацией, неизменно вызывало нескрываемое негодование, как со стороны представителей религиозных структур, так и сотрудничающих с ними генералов. При этом, очень интересно, что весь набор аргументов тех и других сводится к тому, что наш «народ-богоносец нуждается в пастырях», что «русский – значит православный» и т.п.. Очевидно, что подобного рода кликушеством, основанным на хорошо известных мифах, такие «аргументы» и исчерпываются. В то время, как свидетельства истории России не оставляют от них ничего, кроме пустых слов. Итак, что же было изначальным источником клерикализации армии и флота, что явилось основой этого процесса? Как мне представляется, все началось с того, что в Концепцию воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденную приказом Министра обороны РФ от 11 марта 2004 г. № 70 мощное клерикально-черносотенное лобби в партии власти продавило, в виде приоритетного направления государственно-патриотического воспитания военнослужащих, пункт о творческом использовании воспитательного потенциала различных религиозных конфессий. Тогда как, пункт о совершенствовании интернационального воспитания военнослужащих в духе дружбы народов РФ, поставило на следующее за ним место. Это и стало началом «заболевания», так как именно религиозные, чаще всего – православные, представления чаще всего связаны с проявлениями националистических предрассудков, с негативным отношением к людям другой национальности и другой веры. Считать продавленный приоритет позитивным достижением просто абсурдно, так как все выглядит наоборот. Поэтому приоритетом в Вооруженных силах многонационального и поликонфессионального государства должна быть никак не религия, а интернационализм, с которым не совместимы тенденции религиозной исключительности, шовинизма и национализма. В противовес вероисповедным истинам, только этот принцип способен защищать идеалы действительной свободы и братства всех военнослужащих, реального гуманизма. Соответственно, только такая армия способна защитить общество и страну. Нельзя не отметить, что руководство РПЦ умудряется нарушить даже ту Концепцию воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, в которую клерикализация внедрена в форме приоритета. Дело в том, что в Концепции справедливо отмечено, что «…Изменилась направленность жизненных приоритетов. Принижено чувство коллективизма и общественная активность». Но, в противовес тому предстоятель церкви открыто призывает к индивидуализму, антитезе коллективизма: 31 мая 2011 года, во время посещения патриархом Кириллом Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ, в конференц-зале Академии состоялась его встреча с высшим командованием и генералитетом Вооруженных сил. На встрече присутствовали Министр обороны РФ, руководящий состав Генерального штаба и центральных органов военного управления, главнокомандующие видов и родов войск, командующие округов и флотов Министерства обороны РФ, а также профессорско-преподавательский состав, слушатели и выпускники многих военных учебных заведений. После речи, с которой обратился патриарх к присутствующим, возникло много вопросов. Собственно, все это парадоксальное шоу, которое нарушило учебный процесс, отвлекло командование и профессорско-преподавательский состав Академии, т.к. было посвящено убеждению патриархом Кириллом офицерского состава в необходимости скорейшего введения штатных должностей армейских православных священников в Вооруженных силах России. Основной аргумент такой «необходимости» патриарх сформулировал в тезисе: «Самым главным приоритетом является страх Божий, страх как нравственная категория»[iii]. Несомненно, страх смерти имеет свою основу в биологическом чувстве самосохранения. Человек больше всего боится смерти, когда его собственное «я» для него становится центром мира. Индивидуалистически настроенный военнослужащий в идеале не имеет другого объекта, кроме самого себя, и поэтому чувствует непреодолимую потребность верить в свое бессмертие. Чем глубже проникает в человеческую душу индивидуализм, тем прочнее укрепляется в ней страх смерти. Доведенный до самой крайности, он побуждает индивидуума считать свое личное бессмертие главным приоритетом. К чему может привести такое «воспитание» военнослужащих, предположить нетрудно. Недаром еще Г.В. Плеханов замечал, что «свойственный новейшему человечеству страх смерти, обусловливающий собою современное религиозное учение о бессмертии души, есть продукт индивидуализма»[iv]. В армии светской поликонфессиональной России служат воины разных национальностей и верований. Законы РФ гарантируют всем своим гражданам – как верующим, так и неверующим, равные права. При этом, они обеспечивают гражданам право открыто и беспрепятственно говорить о своих религиозных или нерелигиозных убеждениях, пропагандировать их или защищать. Но сложилась такая ситуация, что Московская патриархия в целях подавления своих конкурентов на религиозном рынке – или в борьбе за души верующих, как еще говорят, добивается того, чтобы открытое исповедание других религиозных мировоззрений, например, католического, протестантских, старообрядческого, иеговистского и прочих было запрещено. Так, например, РПЦ МП чуть ли не требует от Католической церкви, чтобы она не занималась миссионерской работой в нашей стране. Такие же требования она предъявляет и к независимым от нее православным направлениям. К таким, например, как Богородичный центр или Киевский патриархат, который к тому же и вовсе является церковью зарубежного государства, к православным Автономной и Апостольской церквям. Не говоря о многочисленных протестантских организациях христиан, новых религиозных движениях. Но при этом сама Московская патриархия поддерживает целую сеть миссионерских центров, которые занимаются активной пропагандой своей конфессиональной концепции и преследованием любых других религиозных доктрин, организаций и верующих. В интенсивном проникновении РПЦ в армию, как и в другие государственные структуры, эта религиозная организация пользуется государственной поддержкой. Попытка фактического огосударствления одной из конфессий в многонациональной и поликонфессиональной стране представляется недальновидной, создающей предпосылки для усиления и обострения скрытой межконфессиональной и межнациональной борьбы, способной выразиться в последующих опасных проявлениях национальной и религиозной розни, нарушающей статью 13 Конституции Российской Федерации. Как отдельные чиновники РПЦ, так и различные ее представители, ссылаясь на православие, ведут планомерную работу по формированию неприязни и нетерпимости по религиозному признаку. То есть, у всех на глазах при лояльности к тому властей и «органов», на средства государства в виде идеологической кампании совершается очевидное преступление, направленное против блага государства и общества. Поэтому, представляется целесообразным пересмотреть сложившуюся практику несерьезного в своей лояльности отношения к подобной деятельности. Думаю, и неспециалистам понятно, что необходимо законодательное и административно-правовое регулирование, с учетом современных реалий, интересов противодействия межнациональным и межконфессиональным конфликтам. Без такого пересмотра нам бессмысленно говорить о формирования реальных условий признания и гарантирования прав и свобод человека и гражданина, согласно общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. В качестве одного из примеров того, что делает правовое внимание к сложившейся ситуации в армии безотлагательным, могу предложить фильм «Батюшки особого назначения». Алексея Денисова, который распространяется Управлением по работе с верующими военнослужащими ВС РФ. Это совместный проект Данилова монастыря, телеканала «Россия» и благотворительного фонда «Крейсер “Варяг”», в котором заместитель председателя отдела РПЦ по взаимодействию с Вооруженными силами игумен Савва (Молчанов), в нарушение статей 28 и 29 Конституции РФ, например, изрекает следующее: «То, что касается конфликтов межрелигиозных в воинских коллективах, то это догадки несведущих людей, либо просто ложь, ложь атеистов. Потому что человек, когда он верит, он с особым уважением относится к тому, кто исповедует другую религию. Поверьте мне, что мусульманин к офицеру, который не верит ни во что, он никак относится не будет, но к офицеру, который носит в своей душе веру православную, мусульманин будет относиться с высочайшим уважением»[v]. Кроме того, что подобные уверения просто смешны, такая антиконституционная пропаганда не может и не возмущать. По какому праву этот священник в фильме, который смотрят военнослужащие, формирует неприязнь к неверующим или атеистам? Получается, что член религиозного сообщества, вокруг которого сегодня кипят скандалы, связанные с падением нравов, коррупцией и лицемерием относит все эти и другие пороки на счет как раз безверия, которое отождествляется с атеизмом? Использование подобного «научно-методического материала» со стороны структурного подразделения МО РФ, с моей точки зрения, как специалиста, занимающегося подготовкой элиты Вооруженных сил -офицеров для выдвижения на воинскую должность командира бригады, представляется абсурдным и антиконституционным. Собственно, и вся остальная деятельность сегодняшнего Управления по работе с верующими военнослужащими ВС РФ напоминает по словам М.Горького «христианское стремление дать людям вместо хлеба насущного мыльные пузыри»[vi]. Все это происходит в то время, когда в штатах бригад нового облика упразднены должности помощников командира по правовой работе и некому проводить правовую экспертизу проектов приказов командира (начальника). Когда некому проводить весь комплекс юридических мероприятий, включая организацию правового обеспечения договорной, претензионной и исковой работы в части, а также обобщать и анализировать результаты рассмотрения в арбитражных судах дел по искам органов военного управления в части. На сегодняшний день военнослужащих МО РФ лишили даже права на ознакомление с единственным ежемесячным журналом «Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение», включенным в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в котором публикуются основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени докторов и кандидатов наук, утвержденный решением Президиума ВАК № 6/6 от 19 февраля 2010 года, отменив на него бесплатную подписку. И вот, на фоне этого правового хаоса, в армию в противовес Конституции РФ внедряют еще и невежественных православных священников? Это ли не преступление против интересов наших соотечественников? Неужели «батюшки особого назначения» важнее в войсках, чем офицеры-юристы? Согласно современным требованиям к армии, каждый командир и начальник должен обладать минимумом правовых знаний, определяемых директивой Министра обороны Российской Федерации 1999 г. N Д-6 «О правовых минимумах» и другими нормативными правовыми актами Министра обороны Российской Федерации и требовать того же от подчиненных. В соответствии с пунктом 8 Инструкции о правовом обучении в Вооруженных Силах Российской Федерации (приложение к Приказу Министра обороны Российской Федерации 1999 г. № 333) офицеры и прапорщики (мичманы), не сдавшие зачеты по правовому минимуму, не могут быть представлены к назначению на вышестоящие должности. При дефиците юристов в ВС РФ, правовой беспредел с фактической подменой их православными священнослужителями происходит в то время, когда в соответствии со ст.11 «Наставления по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации» (утверждено Министром обороны РФ 08.08.2001): «В период вооруженного конфликта для решения вопросов, касающихся применения норм международного гуманитарного права, командиры (начальники) в случае необходимости привлекают юридических советников, обязанности которых возложены в соединении (части) на помощника командира по правовой работе». Европейский суд по правам человека в Страсбурге в 2005 году удовлетворил жалобы шести граждан России, проживающих на территории Чеченской Республики. Все рассмотренные дела связаны с проведением контртеррористической операции на Северном Кавказе, причем два случая имеют непосредственное отношение к боевому применению Федеральной группировки войск и сил в этом регионе. Помимо крайне негативного политического эффекта и экономических последствий (Россию обязали выплатить крупные денежные компенсации), создан прецедент, имеющий ярко выраженные правовые аспекты. Суд установил, что командованием Федеральной группировки был нарушен ряд положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. По мнению суда, были нарушены право на жизнь, право на эффективные средства правовой защиты, право на защиту частной собственности. Как видим, актуальность присутствия в войсках юристов, а не клерикалов, налицо. В заключение, мне бы хотелось представить еще одно печально-курьезное доказательство того абсурда, к которому уже привел процесс клерикализации нашей армии: 23 ноября 2011 года на презентации новой книги «Православная церковь при новом патриархе»[vii] в Московском центре Карнеги я был вынужден публично обратиться к игумену Московской патриархии Петру (Валентину Андреевичу Мещеринову) с просьбой донести по своей церковной линии через председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерея Димитрия Смирнова информацию, о катастрофическом состоянии правовой работы в Вооруженных силах до Министра обороны РФ Сердюкова А.Э. Иного способа достучаться до Министра обороны доценту военного ВУЗа в нашем «правовом» государстве, оказывается, нет. Можно ли представить аналогичное обращение к представителям духовенства ведущих военных юристов в Военной академии США (англ.United States Military Academy), известной также как Вест-Пойнт (англ. West Point), или в Командно-штабной академии бундесвера, расположенной в Гамбурге?! Это ли не позор армии и государства Российского 21 века?! Автор: Сергей Васильевич ИВАНЕЕВ -к.юр.н., доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия ВС РФ» Статья является оформленным для публикации текстом выступления на Международной научно-практической конференции "Новые вызовы свободе совести в современной России", состоявшейся в Москве в Центральном доме журналиста 26 июня 2012 года
Добавить комментарий
(всего 11)
Истинно верующий не может ездить на бронированом мерсе.и насить часы, которие стоят многие тысячи рублей.Которие чудесным образом оказались на руке.Это есть оскарбление верующих. очередной виток пУТИНИЗАЦИИ (так называемой - десталинизации) ВС РФ и, всей России в целом! Нельзя забывать про элементы пУТИНской политики в киноиндустрии, радио и телевещании, рекламе, печати и т.д. Чего только стоят всякие там мИХАЛКОВСКИЕ творения, наподобие УС-1,2,3,... и прочая ересь ... пУТИНУ нужны дебилы и предатели ... Без них его прозападный режим рухнет ... Уважаемый Сергей Васильевич, большое спасибо. Статья в высшей степени актуальна. К великому сожалению, в России лишь немногие имеют представление о морфологии теологических воззрений, их влиянии на геополитические процессы. Наше замечательное КТВ проводит ряд циклов, посвящённых «Защите исторического и культурного наследия», смею надеяться, что среди постоянной аудитории КТВ, найдутся желающие провести цикл по вышеупомянутой проблеме. Полагаю, что этот сегмент научных знаний позволит найти ключи к поставленной Вами проблеме. Спасибо Сергею Васильевичу за смелость, проявленную в его атеистической позиции! Это всего лишь очередной виток пУТИНИЗАЦИИ (так называемой - десталинизации) ВС РФ и, всей России в целом! Нельзя забывать про элементы пУТИНской политики в киноиндустрии, радио и телевещании, рекламе, печати и т.д. Чего только стоят всякие там мИХАЛКОВСКИЕ творения, наподобие УС-1,2,3,... и прочая ересь ... пУТИНУ нужны дебилы и предатели ... Без них его прозападный режим рухнет ... С поразительной наглостью внедряется мракобесие под видом православия в сознание россиян. И это на глазах и при участии власти и непримиримой оппозиции во главе с Гапоном Андреевичем. В связи с этим даже на Западе обеспокоились нарушением прав человека, а российские правопалатники молчат. Гундивизм, Чаплинизм разжигают международный терроризм в духе АЛЬ Кайды. Необходимо попросит товарища Зюганова Геннадия Андреевича, чтобы он сделал официальный запрос в прокуратуру о конституционности внедрения попов в армию и потребовал , что бы гарант конституции высказался по данной проблеме. Но нет худа без добра. Распоясавшиеся мракобесы своими деяниями приближают собственную кончину. Ведь может случиться так, что идет Гундяев или Чаплин, по богоугодному заведению , и им кирпич на голову или какая ни будь люстра. И все это будет воспринято как божье наказание за превышение полномочий. Ну а как поведет себя рядовой и сержантский состав в армии, то предсказать трудно как. Одно можно сказать уверенно, что совсем, совсем, не так, как того хотят мракобесы. Уважаемый Сергей Васильевич! Это очередной виток пУТИНИЗАЦИИ (так называемой - десталинизации)ВС РФ и всей России в целом! Нельзя забывать про элементы пУТИНской политики в киноиндустрии, радио и телевещании, рекламе, печати и т.д. Чего только стоят всякие там мИХАЛКОВСКИЕ творения, наподобие УС-1,2,3,... и прочая ересь ... Православный радикализм , в действии ! загонит Россию в дремучесть средневековую из которой никогда больше Россия не выберется на первые позиции в мире .эту участь России приготовили победители , Горе , горе побежденным ,Россия кишит полицаями и предателями , бегите, бегите из России пока не поздно , потом война, кровавая и жестокая. . долгая ,кровавая и жестокая , братоубийственная гражданская война ! ПОПЫ ! ОПОМНИТЕСЬ! подумайте. что вас ждет в скором будущем . . революция 17 года вам покажется детским мелким хулиганством !
Добавить комментарий
(всего 11)
|