Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+6
+
+

Комитет по правам человека как "последняя инстанция"

Опубликовано:  04.12.2014 - 04:22
Корреспондент:  Тамара Геннадьевна

Небольшое предисловие от автора

Европейский Суд по правам человека (далее - ЕСПЧ) является уникальным международным органом, сформированным государствами для защиты основных прав и свобод личности, главным образом, гражданских и политических.

Гражданские права – это все те, которые зачастую в быту называют «естественными», а в международном праве уже используется термин «надпозитивные». Почему надпозитивные? Потому, что их защита – прямая обязанность государства. Это и международно-правовой обычай, и договор.

Нарушение надпозитивных (или гражданских) прав является преступлением.

Политические – это, понятное дело, все права, связанные с участием личности в политической и общественной жизни страны: выборы, референдумы, митинги и т.д.

Когда в России нарушаются гражданские или политические права человека, а случается это довольно часто, то особо целеустремленные адвокаты пробуют последнюю попытку по защите своего подопечного - обращение в ЕСПЧ. И в последнее время, а именно - около двадцати лет, общественные активисты очень много пишут о Европейский Суд по правам человека. Мол, это единственная последняя инстанция, способная «заставить» государство «расплатиться» за то, что оно нарушило права и свободы личности.

Но это далеко не так. И, более того, это совершенно не так.

Во-первых, заставить государство вообще что-то сделать, по факту, почти нереально, потому что государство – главный игрок в международно-правовых отношениях.

От воли государства зависит его дальнейшее выполнение предписаний международного права. Точнее, от элиты данного государства, но не суть. Воля других государств влияет только в том случае, если у нашего государства будет задействован какой-либо экономический или политический интерес в исполнении обязательств. И механизмы ЕСПЧ не всегда действенны, поскольку, несмотря на заключенный договор – Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г., - часто, особенно, в последние три года, государства отказываются от выполнения решения суда. Горячие примеры – Украина, Турция и Россия (кому интересно – погуглите). И, что самое интересное, это их право, поскольку отказ от исполнения решения ЕСПЧ не регламентирован.

Реальное воздействие на волю государств имеет сегодня только ВТО, поскольку, оно обладает реальным экономическим рычагом влияния под названием Суд ВТО и многомиллиардные штрафы. В реальности, ВТО – яркий пример развития международного экономического права, в котором даже ООН принимает второстепенное влияние (несмотря на свой «статус»).

Как ни крути, но глобальная экономика сейчас важнее всего для любого государства.

Вторая международная организация, которая может повлиять на государство - это НАТО, но уже неправовыми методами. И опять, ни Совет Европы, ни ООН повлиять на решения и деятельность НАТО не могут – не имеют компетенции. А между тем, ВТО и НАТО – главные нарушители прав и свобод человека среди международных организаций. Но против них управы нет, потому что основные регуляторы их деятельности - воля государств, предписанная в международных договорах, которые не всегда носят гласный характер.

Где уж там этот ЕСПЧ.

Во-вторых, кроме ЕСПЧ на Россию распространяется юрисдикция органов ООН, а именно, Комитета по защите прав человека. Подобно ЕСПЧ, Комитет не обладает возможностью заставить государство совершить какие-то действия. Однако, ООН – это уже совершенно другой уровень. Не региональный, а универсальный международный.

Что касается эффективности, то тут играют три основных фактора и миллион других, которые мы не будем называть.

Три основных фактора:
- воля государства прислушаться к мнению Комитета по правам человека;
- мастерство адвоката;
- удача.

И, возможно, общественникам, болеющим за защиту прав и свобод человека, стоит знать, что такое Комитет по защите прав человека, его международно-правовые основы деятельности, алгоритм обращения.

Что такое Комитет по защите прав человека

Комитет по защите прав человека (далее - Комитет) действует на основании Международного пакта о гражданских и политических правах и следит за его выполнением стран-участниц. Местоположение – г. Женева.

Существует 4 основные задачи Комитета:
1. Рассмотрение докладов государств-участников о приянтых ими мерах по претворению в жизнь прав и свобод, перечисленных в Международном Пакте о гражданских и политических правах 1966 г. (далее - Пакт 1966 г.), выдача рекомендаций государствам.
2. Толкование норм Пакта 1966 г.
3. Получение сообщений от государств-участников о невыполнении другим государством-участником своих обязательств по защите прав человека и принятие специальных мер в отношении государства-нарушителя.
4. Рассмотрение жалоб частных лиц, которые стали жертвами нарушений государством положений Пакта 1966 г.

Жалобы от частных лиц в Комитет регулируются Факультативным протоколом к Пакту о гражданских и политических правах, который принят и открыт для подписания 16 декабря 1966 года и вступил в силу 23 марта 1976 года. Факультативный протокол ратифицирован ВС СССР 5 июля 1991 г. и действует сегодня. Всего на 2014 год имеется 115 государств-участников этого протокола.

Кто может обратиться в Комитет по правам человека: 1) Любой человек с жалобой против государства, утверждая, что его или ее права, предусмотренные в соответствующем договоре, были нарушены.
2) Лицо от имени другого лица при условии наличия письменного согласия лица, чьи права были в действительности нарушены (например, адвокат или родственник).
Письменное согласие не требуется в случаях, когда:
- родители подают иск от имени малолетних детей или опекуны от имени лиц, не способных дать официальное согласие; - лицо находится в тюрьме, не имея доступа к внешнему миру (Комитет не будет требовать официального разрешения на принятие жалобы от имени другого лица); - жалоба может быть также подана представителем.

ВАЖНО!! В Комитет могут обращаться и лица, госпитализированные в психиатрические стационары.

Предметом жалобы могут быть только права человека, провозглашенные в Пакте.

1. Право на жизнь (ст. 6).
2. Запрещение пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (ст. 7).
3. Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 9).
4. Право лиц, лишенных свободы на гуманное обращение (ст. 10).
5. Право на свободное передвижение по территории государства и выбора местожительства, а также право покидать любую страну (ст. 12).
6. Права иностранца в связи с решением о высылке (ст. 13).
7. Право на независимый и беспристрастный суд (ст. 14). Это наиболее обширная статья, в которой установлен ряд прав обвиняемого и принципы уголовной процедуры.
8. Принцип презумпции невиновности и запрещение обратной силы уголовного законодательства (ст. 15).
9. Защита личной и семейной жизни, неприкосновенности жилища, а также тайны корреспонденции (ст. 17).
10. Свобода мысли, совести и религии (ст. 18).
11. Свобода слова (ст. 19).
12. Запрещение пропаганды расовой, национальной или религиозной ненависти (ст. 20).
13. Право на мирные собрания (ст. 21).
14. Право на свободу ассоциации с другими людьми (ст. 22).
15. Права супругов и семьи (ст. 23).
16. Права ребенка (ст. 24).
17. Право принимать участие в общественной жизни (ст. 25).
18. Права лиц, принадлежащих к национальным меньшинством (ст. 27).
19. Равенство перед законом и запрещение дискриминации (ст. 2, п. 1; ст. 26)

Как обратиться в Комитет по защите прав человека ООН

Бюрократические формальные требования:
1. Лицо, подающее жалобу, обязано использовать все внутренние средства обжалования, предусмотренные национальным законодательством.
2. Сроки для подачи жалобы со дня принятия государственным органом окончательного решения не установлены.
3. Не злоупотреблять правом обжалования. Содержание жалобы не может быть оскорбительным для государства, не может содержать ложной информации, заявитель не должен выступать с маловажными обвинениями, использовать контрольный механизм без достаточных оснований.
4. Комитет по правам человека отклоняет жалобу, если этот же вопрос уже рассматривается другим международным органом, например Европейским Судом по правам человека. Надо выбирать: либо ЕСПЧ, либо Комитет.

Жалоба должна содержать следующее:
1. личные данные: фамилию, имя, гражданство, профессию, дату и место рождения, адрес;
2. указание на государство, против которого подается жалоба;
3. содержание обвинений;
4. статьи, которые, по мнению заявителя, были нарушены;
5. предпринятые внутренние средства правовой защиты и их результаты.

К жалобе необхоимо приложить копии всех документов, имеющих существенное значение для данного дела.

Необходимо отправить жалобу по адресу Комитета по правам человека ООН. Вот он:
Почтовый адрес: Petitions Team
Office of the High Commissioner for Human Rights
United Nations Office at Geneva
1211 Geneva 10, Switzerland
Факс: +41 22 917 9022 (особенно по срочным вопросам)
Электронная почта: tb-petitions.hchr@unog.ch

Процедура рассмотрения

У Контрольной процедуры есть два этапа:
- решение о приемлемости жалобы;
- вынесение решения по существу.

Особенности:
- действия по рассмотрению жалобы подтверждаются письменно;
- все действия Комитета конфиденциальны;
- лицо, обращающееся с жалобой, вправе проинформировать средства массовой информации о подаче жалобы, но не может предавать гласности содержание корреспонденции с Комитетом;
- на любом этапе разбирательства Комитет может обратиться к подавшему жалобу за предоставлением дополнительной информации или разъяснений. Комитет принимает решение о неприемлемости жалобы, если она не отвечает формальным требованиям (см. выше), и уведомляет об этом заявителя и соответствующее государство.
- государство и заявитель информируются о признании жалобы приемлемой.

В решениях Комитета чаще всего написаны выводы о наличии нарушения прав человека со стороны государства и рекомендации к их устранению. Кроме того, рекомендует обеспечить заключенному медицинскую помощь, немедленно освободить лицо, лишенное свободы, восстановить на должности в публичной службе, выплатить возмещение или компенсацию.

Таким образом, мы видим, что полномочия у Комитета даже несколько шире, чем у ЕСПЧ.

Но опять. Нет 100% гарантии нигде, поэтому советую не попадать в такие ситуации, когда необходима помощь ЕСПЧ или Комитета по правам человека ООН.

Удачи!

С уважением, юрист Гарева Э.Н.

Добавить комментарий (всего 16)   ‹ Более старые

Более ГОДА и более 1000 моих обращений ушло (впустую) на ваш "Терминатор" (борьбы с обращениями), где не пахнет даже «кривой связью» с Президентом (и так везде, во всех органах)… Чтобы прийти (наконец) к процедуре = выдвижения Обвинения (в Конституционном суде) президента-Путина в государственной ИЗМЕНЕ по следующим направлениям деятельности на своём посту (с требованием Отрешения от должности его-лично и в назидание всем другим):

= всё более откровенное Предание идеалов РЕВОЛЮЦИИ (передачи власти от Господ в руки Народа и наполовину решившей эту задачу), уже официальное осуждение этого События (на открытии мемориала в Кремле какому-то бесфамильному князю), объявление его исторической ошибкой (преступлением). И гнёт свою линию (как минимум) на возврат в советское прошлое с намёком на ещё более глубокий КОНТРА-курс возрождения царско-полицейского времени (Господа уже в ходу)

= по сути, в советское прошлое (по части Строя) возвращаться и не надо, оно и так не отменялось новой Конституцией (остались Советы, только переименованные в царские Думы-палаты), подчёркивается только его дальнейшая демократизация…

Поэтому, все последующие действия президента-Путина вполне можно рассматривать под углом зрения «ИЗМЕНЕния конституционного Строя»

= такой неразберихе политического Строя, оставшегося фактически безымянным (но всего ближе он к «ОНАНИЗМу» - всё замешано на Лжи и Фальши, начиная с бюрократических Выборов самих себя) способствовала подаренная Западом (мина замедленного действия) нашим Бюрократам: якобы «Демократическая структура Управления» государством - система ТРЁХ (раздельных) ВЛАСТЕЙ («Бермудский треугольник», поглощающий всё живое и активное) = истинный РАЙ для Власти. Походит-побегает бедолага по замкнутому КРУГУ, независимых (ни от кого) и безответственных (ни перед кем) ветвей и не найдя крайних (решающих вопрос) вернётся (ни с чем) в своё унылое стойло

= назревшая с течением застойного времени новая революционная ситуация (Перестройка системы и сознания), после некоторых неуклюжих шагов нашла своё отражение в обновлённой Конституции. Взамен «руководящей роли» КПСС в ней появились свежие ростки полноценной (и полноправной – в виде «местного Самоуправления») Власти НАРОДА… Но пока ей (явно) не повезло с «наследником Ельцина» (не той оказался породы-веры)

= пока Путин «замочил» (из его лексикона) её на корню (засушил в Конституции), отдав этот «бренд» на растерзание прежним «сов-депникам» (урезанным в 20 раз)… И последние, правильно поняли его намёк-задачу: превратили эти якобы-народные структуры в хуже-прежние «манипуляционные образования». И в подпорку им, подарил авторское право (благословение) на новую КПSS (для особо преданных и подданных), обеспечил «режим полного процветания» для БуржоКрадов

= преступив тем (как ГАРАНТ Конституции), наступив на главнейший «интерес народа» - его право на законную и неделимую Власть (пока, хотя бы на местном уровне), без всяких «помощников с ложками, окладами и привилегиями»), продлевая тем (ещё на 100лет) песни (со времён Некрасова), подобные стонам и молитвам, пробуждение «самосознания Народа», облегчая задачу мрачного предсказания «Плана ДАЛЛЕСА»

Пытался (ранее) сразу обратиться в «Конституционный СУД» (в защиту Самоуправления), но не удалось (не для того Путин упрятал его в родной-питерский «замок привидений»), не удалось пробить и судебную бюрократию «местного суда» (он тоже оказался уже – не Местным и не Народным, а лично-президентским)… Слышал, что существует ещё спец-«электронная форма» обращения в суд (с какой-то спец- «электронной подписью») А, раз обращение в Приёмную достаточно-удостоверительное, то пожалуй будет достаточно для последующей передачи этого материала в КС (в производство), а может разрешим вопросы мирно, если не струсите передать ему-лично

Щербаков Николай Алексеевич 347810 Каменск ЮФО (К-Маркса, 67-б = 20) 8 952 6088 126

КРИТИКА = двигатель ПРОГРЕССА (лекарство от Диктата и Культа), дутые Рекламы (в экономике) и Рейтинги (в политике) = рассадники Халтуры и Мошенничества

Прошу помощи так как не уверена в исходе меня сбили на пешеходном переходе женщина 34 г уже 5 мес гипс заживление,операции на связках признали Средний вред но уже 2 месяца тишины не страховая ни судебные органы не звонят, А юрист ,говорит что Моральный ушерб взыскивать сложно,и долго Я год и 3 мес на больничном бужу 3 операщии востановление руки и ноги ,,а виновница ,ездит колечит других,и не задумывается как,,,живут те кого она покалечила..Работать не могу еще год,по спецальности вообще не смогу ,,крановщик.без работы без средств к существованию,,вот верю я в гуманность РФ судов инстанций,,но хочется что кто то более властный Проконролировал эту ситуацию..Не посрамления законности ,а Наказания виновных. Россия Челябинск 89058355277 жду результата...

Хочу чтоб показали существованиезаконности и порядка, так как вижу Российский беспридел,безвластие,и отсутствие законности,а нас приучили что с вмешательством такой организации все урегулируется,,и решается быстро,и законно,,Верю в силу,созданной людьми организаци.Просто если вы подключитесь к прощессу он станет результативным Меня поколечили .Лишили возможности жить и работать.на год вывели из процесса,отписки,унизительные варианты помощи,,и тишина Системы..Много ответов и рекомендаций власти!но реально не меняется ни чего Прошу помощи в решение моей ситуации.