Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+2
+
+

"Государственно-церковное мракобесие"

Опубликовано:  23.02.2010 - 00:54

"Государственно-церковное мракобесие"

Эту фразу в августе 2008 года произнес один из участников событий на Валааме, о которых повествует один из видеороликов, размещенных на Красном ТВ.

О том, как монастырь в стране, являющейся по конституции светским государством, используя государственные суды и мощь государственной службы судебных приставов, выселил на улицу семью бывшего сотрудника Валаамского музея-заповедника. Дело, о котором много писал журнал Скепсис, насколько можно судить, рассматривает Европейский суд по правам человека.

НАЦИОНАЛЬНАЯ САМОБЫТНОСТЬ?

В конце этой недели стало известно о письме преподавателей родителей и учеников Детской Художественной школы имени В.Серова к властям Москвы и патриархии: «Преподаватели, ученики и родители учеников московской Художественной школы им. Серова просят московские власти и патриархию срочно вмешаться в ситуацию, грозящую, по их мнению, «гибелью» учебному заведению.

В открытом письме они просят защиты от действий преподавателя-священника, пытающегося сломать в школе академическую систему обучения, заменив ее на «ново-русскую» концепцию. «Мы убеждены, что ново-русская концепция развития школы, которую предлагает нам (преподаватель) православный священнослужитель, настоятель Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцево отец Михаил Малеев, противоречит интересам многонационального и многоконфессионального ученического коллектива школы, и считаем недопустимым ее внедрение в систему обучения наших детей», - говорится в письме. Один из его авторов утверждает, в частности, что сама постановка вопроса «звучит примерно так, как если бы кто-то предложил, например, в Большом театре заменить классический балет на народные танцы с уклоном в православную религию и древнерусское искусство».

«Мы считаем, что нашим детям нужна академическая система художественного образования, сложившаяся за 75 лет успешного существования школы», - отмечается в письме. Отказ от этой системы, по мнению составителей документа, приведет «к развалу педагогического коллектива и гибели самой школы».

Даже краткое знакомство с «Концепцией развития художественной школы № 1 им. Серова в рамках национальной самобытности, народности традиций древнерусского и изобразительного искусства XVIII – и начала ХХ веков» показывает обоснованность тревоги автора письма: «Создание класса православного иконописания на базе ДХШ №1 явилось бы новым стимулом развития Новорусского стиля и изучением древнего искусства. «Нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела – как украшение храма, - считал В.Васнецов. В храме художник соприкасается с самой положительной стороной человеческого духа – с человеческим идеалом». – это из «концепции» Малеева. О том, с чем человек сталкивается в ином храме, мы еще расскажем. А пока

примечательно, что художник Дмитрий Врубель в своем живом журнале опубликовал эту фотографию и написал: «В Москве ученики школы им. Серова ЗРЯ просят защиты от преподавателя-священника».

«Килограмм 25-30 мозаики»

19 февраля газета «Новые Известия» публикует письмо 150 работников российских музеев Дмитрию Медведеву. Его есть смысл привести целиком:

«Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Обращаемся к Вам как гаранту Конституции и соблюдения законности в России, где каждому гражданину обеспечена доступность к памятникам культуры его Отечества. Согласно Основам законодательства РФ о культуре, "Права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, этноконфессиональных групп и религиозных организаций, профессиональных и других объединений" (ст. 9).

Однако это несомненное право российского гражданина поставлено под сомнение готовящимся законом о передаче имущества религиозного назначения в распоряжение религиозных организаций. При условии, что почти все художественное наследие России далеких эпох связано с религиозной тематикой, предполагаемая передача древних храмов с фресками и иконами, а также икон и драгоценной богослужебной утвари из фондов музеев в церковное пользование, выведет их из контекста культурной жизни общества и может привести к их гибели.

Как представители музейного сообщества реставраторов и хранителей древних ценностей, призываем Вас открыто высказаться против необдуманной и сомнительной законодательной инициативы, способной нанести непоправимый ущерб культурному наследию России.

Ни один православный храм в России сам по себе не способен обеспечить правильное хранение икон и фресок, живописный слой которых стал чрезмерно хрупким.

Объясняется это и ветхостью состояния памятников, и особенностями богослужений при большом скоплении народа и горящих свечах. Мы имеем уже печальный опыт утраты стенописей гениального Андрея Рублева в двух действующих соборах - Успенском во Владимире и Успенском в Звенигороде. Они погибли от тривиальных вещей - сырости, сквозняков и свечной копоти. Под слоем грязи и копоти находится иконостас работы Рублева и его артели в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, живопись которого была раскрыта реставрацией 60 лет тому назад. Иконостас еще можно спасти, если вынести его из собора, вновь подвергнуть реставрации и поместить в условия музейного хранения. О примерах такой судьбы величайших памятников древнего искусства в условиях действующего храма говорить больно, но необходимо, потому что она ожидает и все наше древнее наследие, если закон, предполагающий передачу памятников культуры в безраздельное пользование церкви, будет принят. Икона в музее не только оберегается от гибели, но и получает вторую жизнь через научную реставрацию, которая открывает нам истинный образ иконы, в то время как церковное "поновление" направлено на создание благолепного вида иконы, когда творения древних мастеров дополняются современным художником сообразно вкусам заказчика. Здесь, в музее, путем кропотливых научных изысканий, устанавливается время и место написания иконы, которая, таким образом, оказывается в контексте духовных устремлений народа в определенный период истории нашего Отечества. И наконец, только в залах музея икона, как культурная и духовная ценность, общедоступна всем нашим соотечественникам, тогда как, находясь храме, будучи сокрыта даже для верующих, она заведомо недоступна для людей неверующих и членов других конфессий. Однако прошлое у нас одно на всех. Древние иконы, миниатюры, фрески являются достоянием всего народа, без них, как без языка, литературы, памятников светского искусства человек утрачивает ощущение своей национальной идентичности.

Тысячи школьников и студентов ежегодно посещают столичные и региональные музеи, где знакомятся с наследием прошлого своей родины, унося в памяти идеальные образы Древней Руси вместе со словами из Жития Сергия Радонежского: "Воззрением на Святую Троицу побеждается ненавистная рознь мира сего".

Со второй половины XIX века древние иконы и другие предметы культа при содействии государственной власти России переходили в музейные собрания. За прошедшее с тех пор время путем сознательной планомерной работы музеев выявлен основной корпус древних памятников, понята история развития религиозного искусства в России. Подсчитан процент сохранности нашего древнего художественного наследия. Он катастрофичен, ибо не превышает 2% от всего когда-то созданного нашими предками. Основной пласт его утрачен в результате войн, пожаров, политических переворотов и, наконец, просто небрежения. В церковном обиходе древние иконы ранее не сберегались, их выносили в сараи, передавали в отдаленные села, продавали. При воцарении новых вкусов в церквах заменялись целые иконостасы. Так в 1653 г. из Успенского собора Московского Кремля был вынесен иконостас 1481 г. работы прославленного Дионисия и заменен новым. Та же участь постигла иконостас во Владимирском Успенском, связанный с Рублевым - и многие другие. В начале третьего тысячелетия утрата древних памятников не должна повториться.

Сотрудники Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Гос. историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль", Гос. Исторического музея и других организаций И.Л. Бусева-Давыдова, доктор искусствоведения, лауреат Госпремии РФ, вед. научный сотрудник НИИ Рос. академии художеств; Н.В. Бартельс, ст. научный сотрудник НИИ Рос. академии художеств; М.А. Бусев, член-корреспондент и член Президиума Рос. академии художеств, зам. директора по науке НИИ РАХ; О.Ю. Тарасов, доктор искусствоведения, вед. научный сотрудник Института славяноведения Рос. академии наук; Л.М. Евсеева, кандидат искусствоведения, зав. научно-исследовательским отд. Музея им. Андрея Рублева; О.А. Дьяченко, искусствовед, научный сотрудник Музея им. Андрея Рублева; И.А. Коробейчук, художник-реставратор по темперной живописи, музей-заповедник "Московский Кремль"; Т.А. Герасимова, реставратор библиотечных и архивных материалов, музей-заповедник "Московский Кремль"; С.Г. Зюзева, научный сотрудник отд. "Оружейная палата"; Н.В. Мартынова, ст. научный сотрудник отд. "Оружейная палата"; Л.А. Дементьева, лауреат Госпремии РФ, зав. отд. ГИМ; О.Н. Мельникова, вед. научный сотрудник отд. металла ГИМ; Л.П. Тарасенко, кандидат искусствоведения, зав. отд. древнерусского искусства ГИМ; Д.Д. Лотарева, зав. сектором отд. реставрации ГИМ.

Всего 150 подписей»

А "Портал-Сredo.Ru" приводит выдержки из письма Патриарху Кириллу, причем не деятелей культуры, а как раз православных прихожан московского Спасо-Преображенского храма в Тушино. Они просят его «разобраться» с новым настоятелем храма, приводят множество примеров недопустимого, с их точки зрения, его поведения и действий. Среди прочего пишут и том, что «… по прихоти матушки Елены, произведена замена верхних деревянных рам второго яруса в центральном приделе храма на пластиковые, хотя здание храма является памятником архитектуры ХIХ века и охраняется государством. Это сделано без согласования с Комитетом по культурному наследию Москвы и несмотря на то, что весь приход и приходской совет были против этой замены. Деревянные рамы, которые стояли, были крепки и простояли бы еще сотню лет. Кроме того, в них стояли вытяжные вентиляторы. Установленные воздухонепроницаемые рамы нарушили циркуляцию воздуха в верхнем уровне центрального придела. Теперь конденсат приводит к размоканию штукатурного слоя и к уничтожению мозаичного полотна, за которое в свое время автор получил Государственную премию. В 2007 году под руководством Фатеева к престольному празднику Преображения была произведена очистка потемневшей мозаики от нагара. Делалось это топорно и непрофессионально, поэтому появились проплешины, которые закрашивались в тон краской. А сыпавшую, как дождь, мозаику собирали уборщицы. Собрали килограмм 25-30. Так она и лежит, ожидая настоящих реставраторов». Разве это не подтверждение правоты работников ведущих музеев страны?

Молитвы о власти

В Орле 18 февраля вступал в должность мэра «избранный» член «Единой России» Виктор Сафьянов. В приветственном слове, обращенном к вступающему в должность мэру, архиепископ РПЦ МП Пантелеимон (Кутовой) заявил, что должность новому градоначальнику дарована "свыше" и что "по-другому и не может быть".


Фото пресс-службы мэрии

«Мы молимся Господу о власти, мы благословляем власть и тех людей, кто находится у власти», - отметил глава Орловской епархии. И напомнил градоначальнику слова Апостола Павла о том, что властям дан меч при бедре, чтобы заграждать путь беззаконию, защищать слабых, хранить добродетель. «Пользуйтесь этой властью на все 100 процентов, храните мир и прямые стези, по которым ходит добро, благоденствие, процветание», - сообщил информационный отдел Орловско-Ливенской епархии.

Пользуйтесь властью на все 100 процентов

Вот «Новая газета» 19 февраля публикует статью о том, как власти пользуются властью на 100 процентов, на что тратят деньги налогоплательщиков: «Главное управление государственных финансов министерства бюджета Франции официально сообщило 8 февраля о завершении процесса продажи лакомого участка госсобственности в центре Парижа. (на фото из «Новой газеты»: 1- купленный участок, 2 – дворец-резиденция президента Франции, 3 – Эйфелева башня)

Стоимость сделки высокие торгующиеся стороны сразу же объявили "коммерческой тайной", а парижские эксперты по недвижимости оценивают ее как минимум в 60 млн евро (почти 2,5 млрд рублей).

Но самое интересное в этой сделке - цель, с которой управление делами президента на бюджетные средства купило "кусочек Парижа" в двух шагах от Эйфелевой башни. По словам пресс-секретаря управделами президента Виктора Хрекова, на участке будет построен кафедральный собор Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ МП), воскресная школа и другие церковные объекты. А президент Международного фонда единства православных народов, близкого к Кремлю, Валерий Алексеев поясняет, что сюда переедет еще и "миссионерская семинария" РПЦ МП, открытая осенью прошлого года в одном из пригородов Парижа. Право собственности на участок и здания на нем будет закреплено за Россией, власти которой передадут всю эту недвижимость в безвозмездное пользование РПЦ МП.

«Хотелось бы прояснить смысл дорогостоящих приобретений (и за счет бюджета, и за счет средств Патриархии) в условиях, когда церковь могла бы помочь еще очень многим своим прихожанам. Все-таки в стране 1 млн беспризорных, 700 тысяч детей-сирот, а большинство домов престарелых в ужасающем состоянии... Известно, что церковь помогает многим, но разве существует какой-то лимит? К моменту подписания этого номера представители РПЦ не нашли возможности ответить на вопросы "Новой"».

Чем будем гордиться?

"Я считаю, что например, учителя физики могли бы давать знания (по новому курсу "Основы религиозной культуры и светской этики") не менее успешно, чем учителя истории. У них есть свои знания, своя система видения, которая позволила бы им вести это курс достаточно успешно, может быть, даже более успешно", - приводит слова Министра науки и образования РФ Андрея Фурсенко ИТАР-ТАСС 19 февраля.

Наверное, министр не видел фильм «Взлет», а мы предоставляем возможность посмотреть отрывок из него. Как раз о физике и попах.

«Поверьте, что через несколько лет мы будем гордиться, что мы начали это дело», - сказал министр о том, что десятилетних школьников будут по его приказу заставлять учить новый школьный курс в обязательном порядке.

Фурсенко собирается гордиться. Фактически тем, что он и ему подобные нарушают Конституцию страны. Тут стыдиться надо, а не щеки надувать!

Что почем?

Между прочим, во всех вышеописанных историях немалое место занимает сугубо материальный чисто капиталистический интерес. На Валааме церковь монополизировала всю торговлю продовольствием, большую часть торговли сувенирами, всю экскурсионную деятельность, а это около 100 000 туристов за сезон!

Представитель приходского совета Спасо-Преображенского храма в Тушино Ольга Карпова с гордостью официально заявила в 2010 году, что за прошедший год храм "заработал" 20 миллионов рублей. Монастырь на Валааме получает еще и огромные деньги от государства. Об этом писали и газеты, и журналы.

Услужливые перед церковью чиновники задумали не просто вновь превратить церковь в крупнейшего собственника, но заставить всех, подчеркну – всех граждан страны вне зависимости от их отношения к религии – платить за процветание церковников. Ведь на те деньги, что мы платим государству в виде налогов, покупаются участки в центре Парижа и других местах на планете. Из этих денег государство делает церковникам щедрые подарки в виде собственности и материальных ценностей.

Дать отпор мракобесию

Неслучайно обычный рядовой человек произнес слова, ставшие заголовком статьи. Они, бывшие работники закрытого Музея, уже испытали, что происходит, когда церковь и государство ведут себя по принципу «рука руку моет».

И совершенно неслучайно депутат Госдумы от КПРФ, лауреат Нобелевской премии физик Жорес Алферов вместе с 9 другими академиками еще три года назад выступили с открытым письмом, в котором выразили крайнюю озабоченность возрастающей клерикализацией российского общества и активным проникновением Церкви во все сферы общественной жизни.

Сто раз прав член ЦК КПРФ, депутат Госдумы, член-корреспондент РАН математик Борис Кашин, когда призывает к соблюдению Конституции РФ, требуя убрать из текста государственного гимна России неконституционного Бога.

Ими можно и нужно гордиться. В том числе и потому, что они, хотя Фурсенко и сетует, забивать головы младшим школьникам «новыми курсами» не будут никогда. Сейчас надо объединять всех, кто видит угрозу скатывания к средневековью, для того, чтобы поставить заслон государственно-церковному мракобесию. Ибо борьба с мракобесием есть борьба именно общедемократическая.

P.S.

Из истории Валаама.

Самый ранний конфликт описан еще в летописи XVI в. - «Сказании… о создании пречистой обители Господа Бога на Валааме». В переводе на современный язык сходство с нынешними событиями получается почти буквальное: «Правители города, повинуясь словам архиепископа <…> чтобы был тот остров Валаам отдан преподобному Сергию, а живущие там люди изгнаны <…> отрядили посланцев с письменными указами. Посланники людей с острова высылать начали. Тогда они, бесом вооруженные, ополчились и устроили войну против посланных <…>. И многие из язычников были низвержены - рукою всесильного Христа Бога их одолели и многих избили, и вскоре с острова изгнали». Если верить сказанию, преподобный Сергий на Валааме тоже долго не задержался: дьявол обуял монахов, и те выгнали святого с острова «принуждением и бесчестием».

Добавить комментарий (всего 12)

Как правильно всё-таки поётся в легендарной песне,текст которой сейчас некоторые псевдокоммунисты стараются изменить:"Мы раздуваем пожар мировой, тюрьмы и ЦЕРКВИ(а не банки!) сравняем с землёй!"

Выражение "честный священник" настолько иронично звучит, как и "честный фокусник" или "честный олигарх"... Не находите, что это противоречит честному коммунисту. Если он действительно до конца честный. Полностью согласен с Игорем. Но не церкви, как сооружения, надо уничтожать, а религиозные догмы, которые противоречат марксистско-ленинской идеологии, надо сравнять с землей, искоренить. Хотя, честно говоря, народ не такой уж и верующий у нас. Сила веры все же зависит от силы вкручивания религии в человеческое сознание, навязывания своей рабской послушности. А это, как раз задача капитализма. Что он и делает с помощью такого инструментария, как церковь.

К церквям как памятникам архитектуры нужно относится бережно.

А вот приспешников буржуев-прихватизаторов в рясах надо гнать поганой метлой, при этом нужно опираться на честных верующих и патриотично настроенных священников.

"не церкви, как сооружения, надо уничтожать, а религиозные догмы, которые противоречат марксистско-ленинской идеологии" - скажите это толпе дагестанских фанатиков, молящихся в мечети. Подойдите и скажите! Помните эпизод из х/ф "Пантера" - молодой активист организации стоит у ворот колледжа и рекламирует цитатник Мао. Вот и Вы - если Вы не лицемер - наберите с собой книжек типа Вольтера "Магомет" и попробуйте раздать им у дверей мечети после пятничной молитвы. Только после этого Вы имеете моральное право кидаться такими фразами (с моей, конечно, точки зрения). Без уважения - автор.

То же самое говорили, когда пришли к власти большевики. Попробуйте объясните народу... И объяснили. И народ, особенно образованный, был в своем большинстве неверующий. И не потому что, как говорят сейчас, боялись, а потому что, понимали всю суть религии и ее учений.

"Мы должны бороться с религией. Это - азбука всего материализма и, значит, марксизма. Но марксизм не является материализмом, который остановился на азбуке. Марксизм идет дальше. Он заявляет: надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объяснить источник веры и религии в массы." В.И.Леннин

"И объяснили. И народ, особенно образованный, был в своем большинстве неверующий" - в 1986 году я был туристом в Ташкенте. Проезжаем в автобусе мимо древней мечети. "А сколько действует их в городе?" - спрашивает гида кто - то из экскурсантов. Тот отвечает число, потом добавляет: "А подпольных, по оценкам КГБ, примерно в 10 раз больше". Вот так - "мы их в дверь, они - в окно". Достаточно было Леониду Ильичу немного (чуть - чуть) ослабить намордник, надетый прежними лидерами КПСС на всё общество, как "эти" (попы и муллы) полезли во все дыры ещё при социализме. Причина объективна и заключается в том, что есть потребность в религии у части людей - и это первично по отношению ко всем теориям классовой борьбы. Чем дальше развивается наука, тем изощрённее становится религиозная казуистика (в Иране, кажется, особенно в этом преуспели) и процессу этому в обозримом будущем предела не видно. Те, кто сегодня в условиях обнищания населения, развала экономики и царства пошлости в СМИ избрали одной из приоритетных задач борьбу с религией, причём на 95 процентов - с православной религией, в лучшем случае сражаются с ветряными мельницами. Более вероятно, на мой взгляд, просто - реальные цели сайта совсем не те, что задекларированы. На сегодня я никак не могу поверить, что в области политики возможно просто свободное творчество, каким занимаются создатели таких замечательных сайтов, как .vivosvoco. и .tonnel.. Что-ж, продолжу анализировать материалы КТВ дальше. Это интересно!

"Марксистко-ленинская идеология" это в изложении таких поборников "марксизма-ленинизма" такой же набор религиозных догм, релшигиозная тоталитарная секта какая-то. Но не все же коммунистиы так примитивны и так плоско мыслят. Соответственно и попы разные бывают.

Мракобесие - это захват власти в науке группой горе-академиков , самых наислабых ученых с такими слабыми , малонапорными , умами , что диву даешься как до сих пор не создали приботы проверки космического ума на качество и соответствие ученым степеням .

Мракобесие - это когда совершенно неуч в физике мира Э.Кругляков - от силы кандидат наук , а не академики ставит свой диагноз великим и не очень открытиям "Шардлатанство !" - абсолютно не поняв суть идеи научных конкурентов .

Мракобесие страны , когда все эти горе-академики установили свой контроль-цензорства в СМИ , выдав редакторам свои инструкции "Как выявлять лженаучников !" .

Мракобесие , когда ученый не может опубликовать свои труды - его РАБОТУ в СМИ для обсуждения . А уж о научных журналах - так вообще только через ИХ рецензоров - убого мыслящих по ими установленным стандартам .

Мракобесие - это не исследование что такое вера , как верует более более 3 миллиардов человек и почему , как выстроили храмы , какая в каждом храме энергетика , какая смысловая физика в них имеется , и вообще не выявили что человек не диотело , что он космит в бренной биоупакоовке , возносимый в небеса , испоганенные ними - горе-академиками навеки .

И книги академика Э.Круглякова "Ученые с большой дороги" - сплошное мракобесие - РАН никогда не проверяла отрицаемое приборно, точно , и красиво .

Власть в науке неучей-догматов - вот что такое мракобесие .

"Мракобесие , когда ученый не может опубликовать свои труды - его РАБОТУ в СМИ для обсуждения" - элементарно Ватсон! Переводим на английский, отправляем хоть на Кубу. Там кстати есть свой научный журнал (см. в Google - "Directory of Open Access Journals"), в отличие, скажем, от Гватемалы.

менее 2 млрд.человек, и львиная доля-католики и последователи других течений.

Мракобесие - это когда воинствующие дилетанты, пользуясь, между прочим, благами, которые дала им "догматическая" наука (в частности - компьютером и сетью Интернет), высказывают огульные суждения о том, в чём ровным счётом ничего не понимают в силу неосведомлённости, нежелания следовать принципу критического мышления и/или нежелания разбираться в предмете (Да! Современная наука сложна, и с кондачка в ней не разобраться даже подготовленному человеку. Даже чтобы вникнуть в классические теории требуется немалый труд, не говоря уж о современных).

Наука не может быть догматической, догматизм противостоит развитию. И компьютер и сеть интернет не достижение "догматической науки" , а плод борьбы с догматизмом или результат отсутствия догматизма у их авторов.