комментариев:
|
Красный пульс, № 16, текстовая версия
Опубликовано:
01.12.2018 - 20:26
70 лет миновало с тех пор, как «Кибернетика» Винера увидела свет. Вот как мыслил себе социальные последствия автоматизации человек, идеи которого преобразуют человеческую реальность в XXI веке, вплоть до деталей быта:
Несмотря на то, что прогрессивное развитие интернета и мобильной связи в России это что-то из разряда «Капитан Очевидность», приведём некоторые цифры.
Число почтальонов при этом оказывается близко к числу доставочных участков почтовой связи. Однако, на каждый доставочный участок в последние годы приходится меньше одного почтальона, и количество участков без отдельного почтальона в последние годы, судя по этим цифрам, растёт. Как ни странно, объёмы отправленной письменной корреспонденции при этом с 2000-го года не уменьшились, а увеличились, как увеличилось и число отправленных посылок, хотя в последнее время эти трэнды вновь падают. Вес международной письменной корреспонденции, тем временем, однозначно упал. Печальна в наш век и участь квартирных телефонов, этих генераторов смыслов прошлых лет… Где-то на стыке между 1-м и 2-м десятилетиями XXI века, трэнд их роста надломился. В сёлах мы наблюдаем нечто похожее, но в меньших масштабах. Совместим графики… Посмотрим теперь на общее количество квартирных телефонов, начиная с 1990 г. Здесь мы также наблюдаем перелом после 2008 г. Иную картину даст нам график сотовых телефонов среди населения. Совместим оба графика… Удивительно, да? Кстати, Россия лидирует в списке стран с максимальным числом абонентов на сто человек населения. При этом, похоже, число телефонных аппаратов сети общего пользования отражает благосостояние страны (страны бывшего соцлагеря в ЕС – не очень), а сотовые телефоны – не особо. К слову, Майкл Дегуста показывает, что, если для проникновения телефона в домохозяйства на 40% понадобилось 39 лет, то смартфон проделал этот путь всего за 10 лет, если вести отсчёт от смартфона BlackBerry 2002 года. Николас Фелтон демонстрирует следующую картину ускорения проникновения в домохозяйства технологий. Но вернёмся к мобильным технологиям. В сети имеются следующие данные по количеству моделей смартфонов, производимых в различных странах на конец 2014 года. Вот количество производителей смартфонов в различных российских городах. А вот крупнейшие производители смартфонов за 2016 и 2017 годы. Вот какие компании сотовой связи завладели российским рынком, согласно диаграмме Бороздиной, за конец 2015 года. «МТС» доминировал. «Мегафон» - в субдоминанте. «Вымпелком» («Билайн») – лишь 3-е место. А вот эти молодые хищники нового капитализма, согласно тому же автору, в динамике. «Мегафон» концентрировал капитал. «Билайн» и «МТС» падали. Так выглядит динамика индексов концентрации капитала, согласно Бороздиной. Рынок мобильных технологий – это олигопольный рынок с индексом концентрации более 70%. Наконец, по данным того же автора, если в 2007 г. основная выручка из дополнительных услуг (54%) приходилась на сообщения, то на 2 квартал 2015 г. 62% приходилось на мобильный интернет. Как вы понимаете, речь идёт об очень динамичной и живо развивающейся отрасли. Так выглядит динамика распространения SIM-карт в России. 178% эквивалентно 257 млн. абонентам. Причём, пишет издание, из которого взята диаграмма, основной рост обеспечивают абоненты мобильного интернета. Так плавно мы перейдём ко 2-му важнейшему атрибуту современного общества – интернету. Вот 10 крупнейших публичных IT-компаний мира по данным 2014-го года. Вне всякого сомнения, здесь доминирует США. В интернет статье 2017 года, ссылающейся на отчёт исследовательской компании IDC, приводится диаграмма, показывающая смену лидерства в продажах персональных компьютеров. «Ведомости», ссылаясь на тот же источник, приводят данные для российского рынка. Имеется в сети также следующая диаграмма для ПК и ноутбуков. Насколько велика вероятность фальсификации данных с рекламной целью на столь конкурентном рынке, мы не знаем. Но, судя по приведённым диаграммам, Китай в России потеснил США. Динамика компьютеризации организаций России, согласно Росстату, выглядит следующим образом: Теперь взглянем на индекс развития ИКТ по странам, согласно НИУ ВШЭ за 2017 г. То же издание приводит диаграмму распределения патентных заявок по направлению ИКТ. Следующий график позволяет сравнить нарастание и спад количества информации, передаваемой по различным каналам связи в России. Использование квартирных телефонов стремительно сокращается, а остальных каналов связи – растёт. Стремительнее всего нарастает использование мобильного интернета. На 2-м месте – фиксированный интернет. На 3-м – сотовая связь. Так, по данным НИУ ВШЭ, растёт число пользователей интернета. Совместим эти графики с данными по числу квартирных и мобильных телефонов, чтобы ощутить масштаб происходящего. На следующем графике выделим мобильный интернет и покажем интернет в целом (как проводной, так и беспроводной), на фоне числа квартирных и мобильных телефонов, в России. Таким образом, мобильный интернет это ныне то, что наиболее актуально. Приведём для объёмности картины ещё такую диаграмму для России. Тем не менее, максимальный объём трафика при этом приходится на фиксированный доступ к интернету. По данным ФОМ динамика проникновения интернета в России в процентах от населения выглядит следующим образом. Это восходящий трэнд, ускорившийся, начиная с 2008 года и замедлившийся, начиная с 2016 года. Вот картинка динамики пользователей интернета в России для более раннего периода из статьи Дмитриева и Ультана. По НИУ ВШЭ проникновение интернета в российские домохозяйства выглядит так. Распределение доступа к интернету по видам устройств в домохозяйствах при этом выглядит так. Доминируют мобильные телефоны и смартфоны. Сельчане не сильно отстают от горожан. Растут, согласно АКИТ, в России объёмы интернет-торговли. Российский рынок в долевом оношении постепенно отступает под давлением капиталистов из-за границы. Со ссылкой на АКИТ приводится следующее распределение товаров для интернет-торговли на 1 квартал 2017 года. Интернет-издание приводит следующие наиболее популярные интернет-магазины в России. Согласно Кравченко и соавторам, количество электронных кошельков в России по годам растёт. Всё меньше похожи деньги на свой золотой эквивалент. В заключение приведём трэнды изменения процента охвата населения радио- и телевещанием от НИУ ВШЭ. Здесь по-прежнему доминируют аналоговое телевидение и радиовещание, но радиовещание находится в нисходящем трэнде, и его уже догнало цифровое вещание. Это стремительно восходящий трэнд. Вот как шёл прирост аудитории ТВ, интернета и видеоресурсов в прежние годы, согласно Ивану Кущу. Так выглядит динамика интернет-рекламы в России. В 3-м квартале 2017 года рынок российской интернет-рекламы впервые обогнал ТВ сегмент – 42 млрд. против 36,2 – 36,7 млрд. рублей, – сообщает РБК.
1. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. 2-е издание. – М.: Наука; Главная редакция изданий для зарубежных стран, 1983. – С. 79-80.
Красное ТВ, Саратовская область
Добавить комментарий
(всего 0)
|